Судебный акт
Об изменении даты назначения пенсии
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 27.07.2015 под номером 53162, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                         Дело № 33- 3018/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                21 июля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2015 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Тимошенко В*** М*** удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел России по Ульяновской области назначить Тимошенко В*** М*** пенсию с 01 сентября 2014 г. и выплатить недополученную пенсию за период с 01.09.2014 г. до 18.12.2014 г.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика  Халитовой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истец Тимошенко В.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Ульяновской области о назначении пенсии с 01.09.2014 г. и ее перерасчете, взыскании недополученной пенсии с 01.09.2014 г. Требования мотивировал, что с 01.01.1973 г. проходил службу в органах внутренних дел СССР. В июне 1994 г. уволен со службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан, в связи с выходом на пенсию. В Республике Узбекистан ему была назначена и выплачивалась пенсия до 01.09.2014 г. В ноябре 2013 г. он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. 10.01.2014 г. получил разрешение на временное проживание в РФ, 18.12.2014 г. получил вид на жительство до 2019 г. В марте 2015 г. обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Ульяновской области о назначении выплаты пенсии с 01.09.2014 г., выплата пенсии ему была назначена только с момента получения им вида на жительство. Пенсию по прежнему месту жительства получил последний раз за август 2014 г., с 01.09.2014 г. платежи прекращены, поскольку он снялся с регистрационного учета в Республике Узбекистан. 

Исходя из норм международного соглашения от 13.03.1992 г. и российского пенсионного законодательства, необходимым условием для реализации права на получение пенсии на территории России для граждан, переселяющихся в РФ, является постоянное проживание на ее территории.

На сентябрь 2014 года он постоянно проживал на территории России, в связи с этим имеет право на получение пенсии с 01 сентября 2014 года.  

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Ульяновской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Пенсионное обеспечение прибывших на постоянное жительство в Россию пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств УМВД России по Ульяновской области осуществляет исходя из положений международных договоров (соглашений) и законодательства Российской Федерации. В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, проживающих в государствах-участниках СНГ и переехавших на постоянное жительство в другое государство, 24 декабря 1993 года в Ашхабаде главами государств-участников СНГ, в том числе Узбекистаном, подписано соглашение, согласно которому пенсионное обеспечение указанной категории лиц осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством государств, на территории которых они постоянно проживают.

В Российской Федерации понятия «постоянное жительство» и «место пребывания» определены федеральным законодательством. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» и статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином, а также лицом без гражданства, признается лицо, имеющее вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный в установленном порядке территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел по месту проживания в Российской Федерации, на основании которого осуществляется регистрация по месту проживания в Российской Федерации. Кроме того, вид на жительство для лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, является также документом, удостоверяющим личность, и в полном объеме содержит информацию, необходимую для целей пенсионного обеспечения. Таким образом, с принятием Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на жительство в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, при наличии постоянной регистрации, приобрели право на пенсию на территории Российской Федерации после получения вида на жительство.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Аналогичное обязательство государств закреплено в статье 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, которое является специальным соглашением, касающимся пенсионного обеспечения определенной категории лиц, - сотрудников органов внутренних дел и их семей.

Соглашение от 24 декабря 1993 года, опираясь на базовое Соглашение от 13 марта 1992 года, возлагает на государства-участники обязанность исчисления и выплаты пенсии пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства из другого государства, в соответствии с национальным законодательством по вновь избранному ими месту жительства (абзац 2 статьи 2 Соглашения).

Узбекистан  является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.

Соглашение от 13 марта 1992 года закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционная карта, разрешение на временное проживание подтверждают право иностранного гражданина на временное проживание на территории Российской Федерации. Право на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждается видом на жительство.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7, Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения").

Из материалов дела следует и установлено судом, что Тимошенко В.М. является получателем пенсии по линии МВД. Пенсия ему была назначена и выплачивалась до 01.09.2014 года по месту прежнего жительства в Узбекистане.

Пенсионное дело по просьбе истца было направлено по месту его жительства в Россию. Истец, снявшись с регистрационного учета по прежнему месту жительства, 05.02.2014 зарегистрирован в городе Димитровграде. 18.12.2014 решением УФМС России по Ульяновской области выдан вид на жительство до 18.12.2019.

Истец обратился в отдел пенсионного обслуживания УВД России по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по новому месту жительства в России: с месяца, следующего за месяцем по который ему была выплачена пенсия в Узбекистане, то есть с 01.09.2014 года. Истцу назначена пенсия с 18.12.2014, с момента получения вида на жительство.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования установил факт, с наличием которого закон связывает возникновение права на пенсионное обеспечение -постоянное и непрерывное проживание истца на территории Российской Федерации на 01.09.2014 года, и учитывая положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, по мнению судебной коллегии, пришел к обоснованному выводу о приобретении Тимошенко В.М. права на назначение и получение пенсии с 01.09.2014 года.

Довод ответчика о том, что отказ истцу в назначении пенсии с 1.09.2014 , связан с отсутствием вида на жительство на эту дату, необоснован, поскольку при решении вопроса о назначении пенсии не исключается возможность установления факта проживания пенсионера на территории РФ судом при наличии законных оснований.

Все целенаправленные и последовательные действия Тимошенко В.М. свидетельствуют о намерении и фактическом постоянном проживании в РФ:  переезд в Российскую Федерацию,  подача заявления о пересылке пенсионного дела по месту постоянного жительства, отказ от получения пенсии на территории другого государства с 01.09.2014 года, получение разрешения на проживание на территории РФ сроком до 2017 года,  получение вида на жительство до 2019 года.

Кроме того, порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения 1992 года, разъяснен Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации.

Согласно абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В настоящее время указанное Письмо подлежит применению в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.

Назначение пенсии с 01.09.2014 не противоречит данному Письму, поскольку пенсия назначается Тимошенко В.М. не более чем за шесть месяцев до получения вида на жительство.

Доводы, вновь приводимые в апелляционной жалобе, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного постановления. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.199,328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи