Судебный акт
Оспаривание решения органа опеки и попечительства
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 24.07.2015 под номером 53146, 2-я гражданская, об оспаривании решения органа государственной власти, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мочалова О.И.                                                   Дело № 33-3049/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          21 июля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Гурьяновой О.В. и Костенко А.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Михай Л*** Б***, Михай Е*** Ф*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Михай Л*** Б***, Михай Е*** Ф*** о признании заключения органов опеки и попечительства Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о невозможности быть кандидатами в усыновители незаконным и обязании вынести заключение о возможности быть усыновителями, отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. – Святкиной И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. обратились в суд с заявлением об оспаривании заключения от 8 апреля 2015 г. Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску (после преобразования на основании постановления Губернатора Ульяновской области от 9 февраля 2015 г. № 13 – Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску).

Требования мотивировали тем, что указанным заключением в отношении них установлена невозможность быть кандидатами в усыновители. В обоснование заключения органом опеки и попечительства указано на их неспособность соотнести желаемое с реальными возможностями, неграмотность и низкий уровень интеллектуального развития, а также на тот факт, что жилой дом, в котором они проживают, не инвентаризирован, право на регистрацию в нем отсутствует.

Указанное заключение полагают незаконным, поскольку предоставили для рассмотрения все необходимые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» документы. 6 апреля 2015 г. было проведено обследование условий их жизни, по результатам которого установлено соответствие их жилого дома санитарным и техническим нормам и правилам. Отсутствие правоустанавливающих документов на дом не может служить препятствием для усыновления. Выводы органа опеки и попечительства о низком уровне интеллектуального развития не соответствуют действительности.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Михай Л.Б., Михай Е.Ф. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование приводят аналогичные изложенным в заявлении доводы. Ссылаясь на утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не соглашаются с выводом суда об отсутствии у них постоянного места жительства. Обращают внимание, что с 2000 года проживают в благоустроенном жилом доме, где зарегистрированы по месту жительства. Согласно акту обследования жилищные условия являются удовлетворительными, имеется место для развития ребенка. Считают, что вывод суда об отсутствии у занимаемого ими жилого дома статуса жилого помещения противоречит статье 15 ЖК РФ.

В жалобе также указывается на отсутствие у заявителей иных ограничений, установленных статьей 127 СК РФ и Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

 

Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску в возражениях на жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Михай Л.Б., Михай Е.Ф. и представителя Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отказывая в удовлетворении заявленных Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое заключение о невозможности заявителей быть кандидатами в усыновители, является законным и обоснованным, принято уполномоченным лицом и в пределах имеющейся у него компетенции.

Данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 127 Семейного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», подтверждается представленными при рассмотрении дела доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда мотивированны и подробно изложены в решении.

Согласно статье 126 Семейного кодекса РФ учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, не имеющих постоянного места жительства.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, перечень необходимых документов, требования к усыновителям установлены Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.

Согласно разделу II указанных Правил граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов: 1) краткой автобиографии; 2) справки с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иного документа, подтверждающего доход указанного лица, или справки с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иного документа, подтверждающего доход супруга (супруги); 3) копии финансового лицевого счета и выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение; 4) справки органов внутренних дел, подтверждающей отсутствие обстоятельств, указанных в подпункте 9 пункта 3 Правил; 5) медицинского заключения медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленного в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; 6) копии свидетельства о браке (если состоят в браке); 7) копии свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); 8) копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В силу пункта 9 Правил отсутствие в органе опеки и попечительства на момент принятия решения о возможности граждан быть усыновителями оригиналов вышеперечисленных документов является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности граждан быть усыновителями.

В целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями заявителю возвращаются все представленные документы, и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

08 апреля 2015 г. Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску подготовило оспариваемое отрицательное заключение № ***, из которого усматривается, что Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. не может быть дано положительное заключение о возможности быть кандидатами в усыновители по причине неспособности заявителей соотнести желаемое с реальными возможностями, их неграмотности и низкого уровня интеллектуального развития, а также в связи с тем, что занимаемый ими жилой дом не инвентаризирован, не узаконено переустройство, отсутствуют документы на жилое помещение и право на регистрацию в нем по месту жительства.

Вышеприведенное заключение дано на основании анализа представленных заявителями сведений о себе, акта обследования условий жизни и психолого-педагогических исследований в отношении заявителей.

Дом № *** по ул. П*** в г. Ульяновске, в котором проживают заявители, является самовольно возведенным строением, не введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке. Какие-либо разрешения на строительство дома, правоустанавливающие документы на него и на земельный участок отсутствуют.

Из представленной УФМС России по Ульяновской области домовой книги на указанный дом следует, что регистрация в нем граждан по месту жительства производилась по решению исполкома Ульяновского областного Совета депутатов с 21 августа 1991 г. до 1999 года. В последующем в домовую книгу вносились записи в отношении уже зарегистрированных граждан в связи с изменением паспортных данных. В настоящее время регистрация граждан по указанному адресу не производиться.

Заместитель начальника Отдела УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска К*** Л.Г. пояснила в суде первой инстанции, что по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, ***, по месту жительства зарегистрировано 154 человека, в основном лица цыганской национальности, бессарабы, молдаване, которые проживают в стоящих поблизости временных строениях. Документов, на основании которых разрешено было регистрировать цыган одного табора в указанном доме, не имеется, поэтому с 1999 года регистрация не производится.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 20 ГК РФ и утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявители не могут быть признаны лицами, имеющими постоянное место жительства.

Сам по себе факт проживания заявителей в этом доме, на что они ссылаются в апелляционной жалобе, значения не имеет, поскольку его правовой статус не определен и основания, подтверждающие законность пользования им, документально не подтверждены.

Выписка из домовой книги и справка формы №8 в отношении неузаконенного объекта в качестве таковых подтверждающих документов приняты быть не могут.

Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм закона.

В силу изложенного, оспариваемое заключение органа опеки и попечительства об отказе в выдаче положительного заключения не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим возникшие правоотношения.

Кроме того, как следует из решения суда, основанием для отказа в удовлетворении заявления Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. являлось не только отсутствие постоянного места жительства, но и иные обстоятельства, наличие которых не было опровергнуто заявителями при разрешении спора в суде первой инстанции.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, а также выявленные психологические особенности личности и низкий уровень интеллектуального развития заявителей, у Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску имелось достаточно оснований для дачи заключения о невозможности Михай Л.Б. и Михай Е.Ф. быть кандидатами в усыновители.

Основания, по которым заявителям было отказано в возможности быть кандидатами в усыновители, указаны в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оспариваемое заключение принято в интересах неопределенного круга несовершеннолетних детей, права которых органы опеки и попечительства обязаны защищать в силу закона, обеспечивая полноценное, психическое и психологическое развитие детей и их социализацию в обществе.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Михай Л*** Б***, Михай Е*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи