Судебный акт
Оспаривание разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте
Документ от 14.07.2015, опубликован на сайте 21.07.2015 под номером 53079, 2-я гражданская, о признании разрешения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                   Дело № 33-2890/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      14 июля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.

судей     Полуэктовой С.К.  и  Костюниной Н.В.  

при секретаре    Русаковой И.В.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пономарева С*** Э*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Пономарева С*** Э*** к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, Обществу с ограниченной ответственностью «ЦентрПрогресс» о признании незаконным разрешения на создание искусственного земельного участка - отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Пономарева С.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя Нижне-Волжского бассейнового управления Росводресурсы Зоркиной Н.С. и представителя ООО «ЦентрПрогресс» Кузьминой В.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пономарев С.Э. обратился в суд с иском к Отделу водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным разрешения о создании искусственного земельного участка.

В обоснование заявленных  требований указал, что 17.12.2014 Федеральным  агентством водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового управления было выдано разрешение ООО «ЦентрПрогресс» на создание искусственного земельного участка на водном объекте – реке Свияге. Указанное разрешение является незаконным по причине того, что оно выдано на создание искусственного земельного участка для размещения на нем многоэтажных (до 24 этажей) жилых домов. Проект же, который размещался на сайте  администрации города, предполагал создание искусственного земельного участка для размещения объекта торговли – гипермаркета товаров для дома и стройки общей площадью 15 000 кв.м. Федеральный закон № 246-ФЗ «Об искусственных  земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не предусматривает возможность публиковать один проект, а разрешение выдавать на другой.

Данный закон не предусматривает отказа в выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка, однако при обосновании создания  искусственного земельного участка должны учитываться интересы и экологическое благополучие людей и положения Водного кодекса РФ о приоритете охраны водных объектов перед их использованием, а тем более перед уничтожением.

Для выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка должны быть выполнены все пункты требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка, предусмотренные приказом Минприроды России от 29.06.2012 за № 198, а при их невыполнении должен следовать отказ. Создавать искусственный земельный участок можно только при отсутствии альтернативы с указанием конкретных объектов, которые создаются  для нужд РФ и подлежат по окончанию строительства передаче в государственную или муниципальную собственность.

Истец просил признать незаконным разрешение на создание искусственного земельного участка от 17.12.2014 и дать правовую оценку возможности засыпать   реки для удовлетворения своих финансовых  потребностей.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЦентрПрогресс», в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (Роспотребнадзора).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пономарев С.Э. просит решение суда отменить, как незаконное, и удовлетворить заявленные исковые требования. При этом приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Указывает также, что само по себе представление всех перечисленных в законе документов не является основанием для признания разрешения законным. Кроме того, суд не принял во внимание, что отсутствует согласование муниципалитета, поскольку письмо главы администрации города Ульяновска от 07.08.2014 № 8580-01 свидетельствует об отказе в согласовании, а согласительная комиссия субъекта не уполномочена принимать решения за муниципалитет.

В возражениях на апелляционную жалобу Отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов и ООО «ЦентрПрогресс» полагают решение суда законным и обоснованным и просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причины неявки суду не сообщил. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Как видно из материалов дела, Отделом водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) 17.12.2014 выдано разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте – реке Свияга, правом притоке первого порядка Куйбышевского водохранилища.

Согласно разрешению создание искусственного земельного участка планируется для размещения в его границах многоэтажных (до 24-х этажей) жилых домов, а также объекта торговли с элементами благоустройства и инфраструктуры, в том числе:

- зданий жилых домов, а также торгового объекта;

- открытых асфальтированных площадок для стоянки автомобильного транспорта;

- автомобильных дорог и проездов;

- малых архитектурных форм и благоустройства набережной реки.

Предполагаемые виды разрешенного использования создаваемого искусственного земельного участка определяются в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны Ц2.

Расположение участка: Россия, Ульяновская область, город Ульяновск, Засвияжский район, акватория реки Свияги, севернее здания МТРК по ул. Московское шоссе, д. ***.

Отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 3 Закона определяет искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, как сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Инициаторами создания искусственных земельных участков в силу ч. 1 ст. 4 Закона могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Частью 5 статьи 4 Закона предусмотрено, что проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, государственный контроль (надзор) в морском порту; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание искусственного земельного участка; органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о создании искусственного земельного участка, направляемого инициатором создания искусственного земельного участка в орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения, установлен в ч. 1 ст. 5 Закона.

Часть 2 названной статьи определяет, что разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, либо на водном объекте или его части, которые находятся в федеральной собственности и не расположены на территориях субъектов Российской Федерации.

Как установил суд в ходе рассмотрения дела, 16.10.2014 в Отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов обратилось ООО «ЦентрПрогресс» с заявлением о выдаче разрешения   на создание искусственного земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, акватория реки Свияги, севернее здания МТРК по ул. Московское шоссе, д.***.

В качестве обоснования создания искусственного земельного участка на р. Свияга инициатор создания участка указал возможность завершить благоустройство набережной р. Свияга с созданием парковых и прогулочных рекреационных зон, зон отдыха; разместить многоквартирные жилые дома для создания комфортных условий проживания населения; объединить МТРК «Аквамолл» и планируемый объект в единую зону культурного, семейного отдыха, развлечений и торговли. Предлагалось установить для создаваемого искусственного земельного участка категорию земель – «земли населенных пунктов», режим градостроительного регламента – зона Ц2.

Из материалов дела следует, что инициатором создания искусственного земельного участка ООО «ЦентрПрогресс» в федеральный орган исполнительной власти – территориальный отдел управления Федерального агентства водных ресурсов были представлены все документы, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ.

В свою очередь, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти получил все предусмотренные ч. 5 ст. 4 Закона согласования, в том числе путем создания согласительной комиссии с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном ч.ч. 10,11 ст. 4 Закона.

Часть 5 статьи 5 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым орган, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка, может отказать в выдаче указанного разрешения. К ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных п.п. 1-4 ч. 1 настоящей статьи; отсутствие в проекте разрешения на создание искусственного земельного участка сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона; наличие замечаний указанных в ч. 5 ст. 4 настоящего Федерального закона органов государственной власти или органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка, которые поступили в срок, установленный ч. 9 ст. 4 настоящего Федерального закона, и не устранены на дату подачи заявления о создании искусственного земельного участка, либо такой проект не согласован по итогам работы согласительной комиссии.

Таких оснований суд первой инстанции не установил.

При таких обстоятельствах с учетом того, что часть 6 статьи 5 Закона не допускает отказа в выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части по основаниям, не предусмотренным частью 5 настоящей статьи, суд пришел к правильному выводу, что разрешение выдано в соответствии с требованиями закона, и обоснованно отказал Пономареву С.Э. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ предусмотрена обязанность инициатора создания искусственного земельного участка направить проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения, городского округа, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка, в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта размещают на официальном сайте такого муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанный проект и обязательные приложения к нему. Заинтересованные лица вправе представить в органы местного самоуправления поселения, городского округа свои предложения и замечания по указанному проекту (ч. 7 ст. 4).

Срок согласования проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может превышать один месяц со дня поступления данного проекта на согласование в указанные в части 5 настоящей статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления (ч. 8 ст. 4).

В случае получения инициатором создания искусственного земельного участка в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка инициатор создания искусственного земельного участка повторно вправе направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания. В случае, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое или юридическое лицо, решение о создании согласительной комиссии вправе принять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по инициативе такого физического или юридического лица (ч. 10 ст. 4).

Как усматривается из материалов дела, названные нормы закона при решении вопроса о выдаче разрешение на создание искусственного земельного участка были соблюдены. Распоряжением Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов – Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области от 26.09.2014 № 1851 была создана комиссия по согласованию проекта разрешения на создание искусственного земельного участка в акватории р. Свияга, в которую вошли представители Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Город Ульяновск», ученые, представители общественности.

На заседании согласительной комиссии 26.09.2014 были рассмотрены замечания, поступившие в отношении проекта разрешения на создание искусственного земельного участка от администрации города Ульяновска в письме № 8580-01 от 07.08.2014. По результатам рассмотрения все поступившие замечания были сняты.

Таким образом, поскольку проект разрешения был согласован по итогам работы согласительной комиссии, какого-либо дополнительного согласования со стороны администрации города Ульяновска не требовалось. Поэтому довод апелляционной жалобы о несогласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка с органом муниципальной власти является необоснованным и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.

Ссылка истца на то, что первоначально искусственный земельный участок предназначался под размещение торгового центра, а разрешение фактически было выдано на размещение жилых домов, не может являться основанием для признания разрешения незаконным, поскольку данное изменение было внесено по итогам работы согласительной комиссии на основании замечания Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Решение об изменении разрешенного использования с гипермаркета площадью 15 000 кв.м на комплексную застройку (жилые дома плюс объекты торговли) было принято с целью снижения воздействия на окружающую среду, связанного с загрязнением атмосферы выхлопными газами, выделяемыми автотранспортом при доставке и разгрузке грузов, а также засорением прилегающих территорий упаковочными материалами; имело социальную цель – обеспечить удовлетворение потребностей жителей города Ульяновска в комфортном и доступном жилье.

Кроме того, создание искусственного земельного участка и его освоение имеет целью комплексное развитие территории, благоустройство набережной реки Свияги и создание единой зоны культурного, семейного отдыха, развлечений и торговли.

Из материалов дела следует, что территория, предполагаемая к засыпке, не является естественным руслом реки, имеет не природное, а искусственное происхождение, была создана при строительстве 18-го микрорайона г. Ульяновска в связи с разработкой месторождений песка. В настоящее время данная территория представляет собой мелководную заводь реки, заболоченную, засоренную и заброшенную. Освоение данной территории позволит очистить и благоустроить данную местность, создать цивилизованное место для отдыха горожан. Иные концепции и проекты регионального и федерального уровня по развитию территорий вдоль русла реки Свияги на этой территории также предусматривают образование земельного участка. 

При изложенных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований полагать, что разрешение от 17.12.2014 на создание искусственного земельного участка на водном объекте – реке Свияге выдано Отделом водных ресурсов по Ульяновской области Нижнее-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов с нарушением норм федерального законодательства, регулирующих, в том числе, и вопросы охраны окружающей среды.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пономарева С*** Э*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: