Судебный акт
Оспаривание решения межведомственной комиссии
Документ от 07.07.2015, опубликован на сайте 17.07.2015 под номером 52917, 2-я гражданская, о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                         Дело №33-2722/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   07 июля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах  Фролова С*** А***, Романовой Т*** А***, Янушевской Т*** А***, Волковой А*** П***, Жандаровой Н*** А***, Перановой А*** А***, Махмутовой В*** А***, Кутиновой С*** Н***, Журиной М*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № *** от 22 октября 2014 года в отношении жилого дома № *** по ул.Ш*** в г.Ульяновске.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Ш***, дом № *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Янушевской Т.А., прокурора Сальникова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Фролова С.А., Романовой Т.А., Янушевской Т.А., Волковой А.П., Жандаровой Н.А., Перановой А.А., Махмутовой В.А., Кутиновой С.Н., Журиной М.А. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 22 октября 2014 года №***, возложении на  администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома  № *** по ул.Ш*** в г.Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства установлено, что специалистом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области 19 сентября 2014 года проведено обследование многоквартирного жилого дома № *** по ул.Ш*** в г.Ульяновске и составлено заключение о его непригодности для проживания. Оформленный по итогам обследования акт 01 октября 2014 года направлен в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Между тем, межведомственной комиссией принято не предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома. При этом в соответствии с п.п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 года №697, а также п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и местного самоуправления на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 22 октября 2014 года № ***, возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома  №*** по ул.Ш*** в г.Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на соответствие решения межведомственной комиссии №*** от 22 октября 2014 года требованиям законодательства, в том числе Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. По мнению автора жалобы, оснований не доверять решению межведомственной комиссии у суда не имелось.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации города Ульяновска, Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками долей и нанимателями двух коммунальных квартир в жилом доме № *** по ул. Ш*** в г.Ульяновске. Жилое помещение, которое занимает истец Фролов С.А. по договору социального найма, включено в реестр муниципальной собственности.

На основании обращения Янушевской Т.А. Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области проведено обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома, по результатам которого оформлены акт от 19 сентября 2014 года и заключение о признании жилых помещений возможно непригодными для проживания.

В целях принятия мер указанное заключение с приложением подтверждающих документов, были направлены в администрацию города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией.

Заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 22 октября 2014 года собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома предложено представить документы, указанные в п.45 Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, а именно: заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома; технический паспорт многоквартирного жилого дома.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в иске.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства от 08 сентября 2010 года № 697.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что отдельные жилые помещения в доме № 87 по ул.Шевченко, в которых проживают истцы, являются муниципальной собственностью, и, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства, пришел к правильному выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от 22 октября 2014 года и обязал администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома № 87 по ул.Шевченко в г.Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании закона, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, законом предусмотрено, что заявителем по вопросу о признании дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции может выступать также орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, который представляет соответствующее заключение. При этом обязательного обращения собственников дома не требуется.

Как указывалось выше, Глава государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области представил заключение в администрацию города Ульяновска, т.е. в представительный орган муниципального образования, в чьей собственности находится часть жилого дома, в том числе жилое помещение одного из истцов. Соответственно дополнительных заявлений от собственников данного многоквартирного дома не требуется.

Возможность запроса межведомственной комиссией сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также технического паспорта на жилой дом, заключения соответствующего органа государственного надзора (контроля) прямо предусмотрена п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

При этом само по себе не включение в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Ульяновской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 22 августа 2011 года № 41/398-П, услуг по предоставлению технического паспорта объекта недвижимости и технического заключения о состоянии строительных конструкций, не лишает межведомственную комиссию права самостоятельно запросить указанные документы в учреждении технической инвентаризации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи