Судебный акт
Об организации доставки больного до места получения медицинской помощи
Документ от 07.07.2015, опубликован на сайте 20.07.2015 под номером 52909, 2-я гражданская, об обязании организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Гончарова И.В.                                                                     Дело № 33- 2812/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     07 июля  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А. и Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту интересов Кудриной А*** В*** к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области и государственному учреждению здравоохранения «Никольская участковая больница» об обязании организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную х*** от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Никольская участковая больница» организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную х*** Кудрину А*** В*** от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного двухигольного гемодиализа и обратно по графику гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Никольская участковая больница» указанных расходов.  

 

Заслушав доклад  судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика Быковой О.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А.,  возражавшей против доводов жалоб, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области действуя в интересах Кудриной А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области и ГУЗ «Никольская участковая больница» об обязании организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Кудрина А.В. с 2013 года является инвалидом *** группы. Согласно медицинским заключениям Кудрина А.В. с декабря 2013 года находится на программном гемодиализе 3 раза в неделю.

Данную процедуру Кудриной А.В. необходимо проходить 3 раза в неделю методом двухигольного гемодиализа в диализном центре ООО «Фрезиниус нефрокеа», расположенного г. Ульяновск, пр. В***, д.***. Доставка Кудриной А.В. осуществляется транспортным средством администрации МО «Мелекесский район», которая обеспечивается за счет бюджета МО «Мелекесский район». По сообщению администрации МО «Мелекесский район» бесплатная медицинская помощь, в части доставки больной Кудриной А.В. до места лечения и обратно с 01.03.2015 г. администрацией района будет прекращена в связи с дефицитом бюджета и отсутствием полномочий по решению вопросов местного значения в рассматриваемой сфере, о чем с Кудрина А.В. письменно предупреждена местной администрацией.

Согласно представленным администрацией МО «Мелекесский район» сведениям от 20.01.2015 г. бюджетная задолженность Мелекесского района по состоянию на 01.01.2015 года составляет *** рубль *** копеек.

Заболевание Кудриной А.В. требует регулярной и неотложной специализированной помощи. Нерегулярное прохождение процедуры гемодиализа угрожает ей летальным исходом.

Просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ГУЗ «Никольская участковая больница» организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную хронической почечной недостаточностью Кудрину А.В. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного экстракорпорального диализа и обратно по графику гемодиализа.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Ссылаясь на Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», указывает, что транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к медицинским услугам, предусмотрена только в отношении скорой медицинской помощи.. Полагает, что данный вид услуг должен оказываться гражданам органами муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, по мнению автора жалобы, судом необоснованно был принят во внимание довод прокурора о наличии бюджетной задолженности Мелекесского района Ульяновской области, поскольку иск прокурор был заявлен в интересах Кудриной А.В., а не в интересах муниципального образования.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить  и принять по делу новое решение.  При этом ссылаясь на ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», указывает, что транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к медицинским услугам, предусмотрена только в отношении скорой медицинской помощи. Кудриной А.В.. в оказании такой помощи не нуждается, медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме, здоровью истицы ничего не угрожает, в связи, с чем возложение на ГУЗ «Никольская участковая больница» обязанности по ее транспортировке на лечение в г. Ульяновск и обратно необоснованно.  Считает, что доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и может оказываться как муниципальным образованием, так и органами социальной защиты.

Апелляционное представление прокурором Мелекесского района Ульяновской области отозвано до начала рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

В отзыве на апелляционную ООО «Фрезениус Нефрокея»  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области– без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии Кудриной А.В., ответчика ГУЗ «Николаевская участковая больница»,третьих лиц –  Правительства Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район», Управления министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Кудрина А.В. является инвалидом *** группы,  страдает х***, нуждается в проведении гемодиализа 3 раза в неделю. 

Истица проживает в Мелекесском районе Ульяновской области, процедура гемодиализа проводится в диализном центре ООО «Фрезениус нефрокеа» г.Ульяновска.

Согласно справке ООО «Фрезениус нефрокеа» перерывы в лечении      Кудриной А.В. недопустимы в связи с угрозой для жизни.

До марта 2015 года доставка истицы. в диализный центр осуществлялась транспортным средством администрации МО «Мелекесский район» за счет средств бюджета МО «Мелекесский район».

01.03.2015 администрация муниципального образования письменно предупредила Кудрину А.В. о прекращении ее транспортировки на лечение ввиду отсутствия денежных средств на финансирование программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области, на 2014-2018 годы», в рамках которой ей предоставлялась данная услуга, а также необходимости проведения капитального ремонта транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка больных, страдающих почечной недостаточностью.

В связи с данными обстоятельствами прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Кудриной А.В. с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора  Мелекесского района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7 ); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4  Федерального закона №323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;  транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; (ст. 10)

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ  органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ   предусмотрено, что в целях организации  оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Территориальная программа).

Согласно п. 2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 № 67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (далее – Положение о Министерстве),  в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания граждан медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Ульяновской области специализированной медицинской помощи, в учреждениях здравоохранения, создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (подп.3, 5, 13 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве).

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 №537-П. 

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н заместительная п*** терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной п*** терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Согласно Приложению №1 к Территориальной программе государственное учреждение здравоохранения «Никольская участковая больница», в районе нахождения которой проживает истица, и ООО «ФрезениусНефрокеа», где она получает необходимое лечение, внесены в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе, территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора об организации ответчиками доставки больной Кудриной А.В. к месту лечения и обратно, и, исходя из наличия у районной больницы реальной возможности транспортировки истицы в г. Ульяновск,  определил  порядок, согласно которому ГУЗ «Никольская участковая больница» осуществляет доставку больного в ООО «ФрезениусНефрокеа», а Министерство здравоохранения Ульяновской области возмещает больнице соответствующие расходы.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Правительством Ульяновской области в апелляционных жалобах относительно того, что транспортировка больных для получения специализированной медицинской помощи не является медицинской услугой и ее стоимость не входит в тариф,  установленный в рамках программы по обязательному медицинскому страхованию, за счет средств которой осуществляется заместительной почечной терапии методом гемодиализа, не могут повлечь отмену решения суда.

Действительно, п. 14 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия методом гемодиализа  проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи.

В соответствии с п. 3.1 Тарифного соглашении в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год между Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ульяновской области, ассоциацией врачей Ульяновской области, представителями от страховщиков, осуществляющим свою деятельность на территории Ульяновской области, председателем Ульяновской областной организации профессионального союза работников здравоохранения РФ, заместительная п*** терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам оплачивается по установленным тарифам, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Однако судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что указанные документы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего. 

Медицинская помощь определяется Федеральным законом № 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.

Положения вышеуказанного Письма Минздрава России от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388 и Тарифного соглашении в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год о том, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не  исключает возможности  их финансирования Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в порядке п. 2  ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ.

Доводы  жалобы о том, что услугу по транспортировки истицы к месту лечения должен оказывать орган местного самоуправления по месту ее жительства, являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия находи  правильной.

Согласно п.1 и п.7 ст. 17  Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31  Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Пунктами 1-3 ст. 86  Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).

Судом установлено, что среди участников Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014, администрация МО «Мелекесский район» не значится, выполнение указанной программы возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область.

Ранее действовавшая на территории района муниципальная программа  «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на 2014-2018 годы», в соответствии с которой орган местного самоуправления добровольно взял на себя обязательство по транспортировке больных, проживающих в Мелекесском районе, к месту проведения гемодиализа, признана утратившей силу в связи с наличием кредиторской задолженности муниципального образования.

Полномочия в сфере оказания специализированной медицинской помощи органу местного самоуправления субъектом Российской Федерации  не передавались, следовательно, оснований для возложения на муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновской области обязанности по транспортировке истицы, страдающей х***, не имеется.

Ссылки в апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на возможность оплаты  проезда истицы на лечение в рамках Постановления Правительства Ульяновской области от 23.06.2009 № 250-П «Об организации перевозок льготных категорий граждан федерального и регионального регистров на общественном транспорте Ульяновской области» судебная коллегия полагает несостоятельными, так как истица к категории граждан, в отношении которых принят указанный нормативно-правовой акт (получатели социальных услуг, включенных в региональный регистр), не относится.

В связи с проведением после состоявшегося решения суда реорганизацией Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым указать в резолютивной части новое наименование ответчика – «Министерство здравоохранения Ульяновской области».

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно, в силу чего решение отмене по доводам апелляционных  жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать наименование ответчика – «Министерство здравоохранения Ульяновской области».

 

Председательствующий

 

Судьи