Судебный акт
об оспаривании отказа уполномоченного органа в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля
Документ от 30.06.2015, опубликован на сайте 15.07.2015 под номером 52894, 2-я гражданская, об обжаловании решения должностного лица, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Колбинова Н.А.                                                                   Дело № 33-2636/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             30 июня 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Романова В*** С*** – Добрынина Д*** О***  на решение Засвияжского районного  суда г. Ульяновска от 17 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Романова  В*** С***  о признании решения Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области  от  18  марта  2015  года об отказе  в совершении регистрационных действий по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на автомобиле  Г***, государственный регистрационный номер ***, 2002 года выпуска незаконным,   возложении обязанности произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на автомобиле Г***, государственный регистрационный номер ***, 2002 года выпуска  -  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения Романова В.С. его представителя Добрынина Д.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области Суслина Р.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Романов В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 18 марта 2015 г. об отказе в совершении регистрационных действий по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на автомобиле Г***, государственный регистрационный номер ***, 2002 года выпуска, возложении обязанности произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на указанном автомобиле.

Заявление мотивировал тем, что он является собственником    автомобиля  Г***, государственный  регистрационный номер ***, 2002 года выпуска. В целях восстановления потребительских свойств автомобиля  им был приобретен кузов на основании договора купли-продажи  номерного агрегата  от 24 июня 2013 г. у ООО «Г***» в г.Н*** ***.

13 марта 2015 г. он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные  автомобиля в связи с заменой прежнего кузова VIN *** на кузов аналогичной марки и модельного ряда.

Ответом УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 18 марта  2015 г.  ему было отказано в совершении регистрационных  действий.

Данный отказ на поданное им заявление является незаконным.

Заявление подано им не о совершении  регистрационных  действий, а о прохождении  процедуры, предусмотренной Порядком  контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции  безопасности  дорожного  движения МВД РФ, утвержденным Приказом МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240. Согласно данному Порядку по результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. УГИБДД УМВД России по Ульяновской области не выполнена процессуальная  функция, возложенная Приказом МВД РФ от 07.12.2000 № 1240.

Им не заявлялось о совершении регистрационных действий, соответственно, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области необоснованно  и не по предмету поданного заявления отказало в совершении регистрационных действий.

Он не может использовать  автомобиль, поскольку УГИБДД УМВД России по Ульяновской области в нарушение п. 3 Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 за № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»  отказалось внести изменения в регистрационные данные в связи с заменой  номерного агрегата.

Действующее законодательство  не содержат ограничений  прав собственника транспортного  средства на замену кузова в автомобиле. Кузов  автомобиля,  как номерной агрегат, может быть заменен, что подтверждается пунктами 4.3.3.1, 4.3.3.2 нормативного акта, утвержденного Минюстом России «Исследование  автомототранспортных средств в целях определения  стоимости  восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов».

Действующим законодательством  разрешена продажа  номерных агрегатов (кузовов автомобилей) как самостоятельных  объектов гражданского оборота (раздел VI Особенности продажи  автомобилей, мототехники, прицепов и номерных  агрегатов, утвержденные Постановлением  Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Правил продажи  отдельных видов товаров»).

Им при подаче заявления о внесении изменений в регистрационные данные автомобиля Г*** были представлены в МРЭО ГИБДД  УМВД России по Ульяновской области   предусмотренные действующим законодательством   документы, в том числе и акт  технической   экспертизы, который подтверждает безопасность эксплуатации его автомобиля.

Таким образом, УГИБДД УМВД  России по Ульяновской области по поданному им заявлению не было принято надлежащее решение.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России  по  Ульяновской  области.     

Рассмотрев  заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Романова В.С. – Добрынин Д. О., не соглашаясь с решением  суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Романова В.С.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указывает, что новый кузов на автомобиле   заявителя  является  запасной  частью,  которая  произведена заводом-изготовителем. При замене номерного агрегата транспортного средства на аналогичный того же модельного ряда транспортное средство  в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность идентификации автомобиля с представлением на него документов.

Поскольку в результате замены кузова не  происходит изменение конструкции автомобиля, доводы заинтересованного лица о необходимости получения свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, сертификата соответствия агрегатов, используемых при изменении конструкции транспортного средства, подлежащих обязательной сертификации, являются несостоятельными.

Довод о том, что после замены кузова автомобиль невозможно идентифицировать, так как кузов является единственным носителем идентификационного номера, необоснован.

Согласно письму Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ от 25 июня 2014 г.  замена кузова автомобиля на кузов, предусмотренный конструкцией конкретного транспортного средства, не является изменением  его конструкции.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Романова В.С. – Добрынина Д.О., возражения на жалобу УМВД России по Ульяновской области,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что Романов В.С. является собственником автомобиля Г***, 2002 года выпуска, VIN ***, цвет черный, государственный регистрационный знак ***.

Романов В.С. 24 июня 2013 года приобрёл в ООО «Г***» по цене *** рублей номерной агрегат – кузов для автомобиля  ***, модель  ***, 2011 года выпуска, номер кузова ***.

Сотрудниками ООО «М***» были произведены работы по снятию и установке  приобретенного кузова на автомобиль Г***, принадлежащий Романову В.С.

Романов В.С. 13 марта 2015 г. обратился в МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области с заявлением о совершении регистрационных действий по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на принадлежащем ему автомобиле.

Решением УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 18 марта  2015 г.  Романову В.С. было отказано в предоставлении  государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на его автомобиле по причине утраты возможности идентификации транспортного средства.

Судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым было отказано Романову В.С. в удовлетворении заявления об оспаривании данного решения по следующим основаниям.

Федеральным законом  от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом  Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011 (далее – Технический регламент), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.

Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.

В силу положений статьи 2 Федерального закона  от  27  декабря  2002 г.    184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам  технического регулирования.

Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям  технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Совершение  регистрационных действий по регистрации  транспортных средств, по внесению изменений  регистрационных данных без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок совершения регистрационных действий в отношении автомототранспортных средств  в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (далее – Правила).

Пункт 2 Правил предусматривает, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за её пределами.

В соответствии  с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на её территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 приложения № 1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил,  регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Указанное свидетельствует, что наличие права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД совершить в отношении  данного средства регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные, по его регистрации и допустить данное средство к участию в дорожном движении.

Как следует из содержания пункта 31 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605,  в рамках предоставления указанной государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции  осуществляются регистрационные действия по регистрации транспортного средства, по изменению регистрационных данных.

Пунктом 24 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении указанной государственной услуги.

Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:

представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;

представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.

В соответствии с пунктом 7 Технического регламента транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.

Из содержания пункта 8 указанного Технического регламента следует, что документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, для единичных транспортных средств является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Пункт 6 Технического регламента определяет, что "единичное транспортное средство" – это, в том числе, транспортное средство, изготовленное в государствах - членах Таможенного союза, в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение. Под "внесением изменений в конструкцию транспортного средства" согласно указанному пункту, предусматривается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Как было указано выше,  в данном случае была произведена замена кузова автомобиля Г***, принадлежащего Романову В.С.

Кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер, уникальный, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство.

Автомобиль заявителя  в связи с заменой кузова подпадает под вышеуказанное понятие «единичное транспортное средство», поскольку замена данного агрегата является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, влияющим на безопасность дорожного движения.

При этом судебная коллегия исходит из того, что транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически  получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после получения свидетельства о безопасности конструкции  транспортного средства, проведения оценки его соответствия  требованиям безопасности в порядке, установленном названным  Техническим регламентом, внесения изменений в регистрационный данные и регистрации транспортного средства.

Как следует из материалов дела, и не отрицалось заявителем и его представителем в суде апелляционной инстанции, документа - свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, подтверждающего, что транспортное средство Романова В.С. соответствует требованиям Технического регламента, не имеется, соответственно, у  УГИБДД УМВД России по Ульяновской области отсутствовали основания для совершения регистрационных действий по изменению регистрационных данных в отношении автомобиля заявителя.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым  было отказано Романову В.С. в признании решения УГИБДД УМВД России по Ульяновской области  от  18  марта  2015  года об отказе  в совершении регистрационных действий по изменению регистрационных данных в связи с заменой кузова на автомобиле  Г*** незаконным и возложении обязанности произвести указанные регистрационные действия.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит несостоятельными и не влекущими отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к утверждению о том, что замена кузова на автомобиле не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, что в связи с заменой кузова не требуется получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Ссылки в жалобе на то, что действующее законодательство не содержит ограничений на замену кузова в автомобиле и  предусматривает возможность продажи данного номерного агрегата, не опровергают вывод суда первой инстанции о необходимости в связи с заменой кузова  получения  свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства для возможности совершения в последующем уполномоченным органом регистрационных действий по внесению изменений в регистрационный данные и по регистрации транспортного средства.

Ссылка в апелляционной жалобе на Порядок  контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции  безопасности  дорожного  движения МВД РФ, утвержденный Приказом МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240, необоснованна, поскольку данный нормативный правовой акт на момент совершения оспариваемого действия утратил силу.

Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного по делу судебного решения и не могут повлечь его отмену.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Романова В*** С*** – Добрынина Д*** О***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                         

 

Судьи