Судебный акт
Признание права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
Документ от 23.06.2015, опубликован на сайте 10.07.2015 под номером 52801, 2-я гражданская, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Манютина Т.А.                                                 Дело № 33-2493/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           23 июня 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б..,

судей Костенко А.П. и Аладина П.К.,

при секретаре Карпове А.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2015 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования Ждамеркина В*** Ю***, Ждамеркиной О*** Ю*** к администрации муниципального образования «Глотовское городское поселение» войской части №*** Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Ждамеркиным В*** Ю***, Ждамеркиной О*** Ю*** в порядке приватизации право общей долевой собственности на квартиру №***, Инзенского района Ульяновской области в равных долях, по 1/2 доле за каждым.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение за Ждамеркиным В*** Ю***, Ждамеркиной О*** Ю*** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ждамеркин В.Ю., Ждамеркина О.Ю. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Глотовское городское поселение», войсковой части № *** Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указали, что проживают в квартире по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ***. В указанной квартире кроме них никто не зарегистрирован и не проживает.

В квартиру вселены на основании ордера № *** от 01.12.1989, выданного Министерством обороны СССР, в лице войсковой части *** (ныне войсковая часть № ***), их отцу Ждамеркину Ю.М.

Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349 с жилых помещений, относящихся к войсковой части, расположенной в р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области, снят статус закрытого военного городка.

По вопросу приватизации спорного жилого помещения они обращались к ответчикам, однако в приватизации им отказано.

Истцы просили признать  за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ***

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что, спорное жилое помещение на основании распоряжения главы администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 19.03.2003 № *** отнесено к специализированному (служебному) жилому фонду Министерства обороны РФ, находится в федеральной собственности и право распоряжаться им представлено собственнику Министерству обороны РФ. Спорное жилое помещение имеет статус служебного, решения о снятии данного статуса не имеется.

Считает, что истцы не представили доказательств, подтверждающих их проживание в спорном жилом помещении на основании договора социального найма. Полагает, что Министерство обороны РФ не должно обеспечивать Ждамеркина В.Ю., Ждамеркину О.Ю. служебным жилым помещением, поскольку они не являются военнослужащими.

Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ждамеркин В.Ю. с 30.12.1989, Ждамеркина О.Ю. с 06.02.1992 проживают и зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ***.

Из ордера №*** от 01.12.1989 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область, ***, предоставлено Министерством обороны СССР Ждамеркину Ю.М. на состав семьи 3 человека (наниматель, супруга Ждамеркина С.А., сын Ждамеркин В.Ю.)

По сообщению ФГКУ «Центррегионжилье» от 09.09.2014 следует, что квартира, расположенная по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ***, отнесена к служебному жилому фонду. При этом доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, не представлены.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении заявленных требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ч.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (в редакции ФЗ-170 от 16.10.2012) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, а также находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Распоряжением Правительства РФ №349 от 17.03.2010 с жилых помещений, относящихся к войсковой части, расположенной в р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области, снят статус закрытого военного городка.

Из распоряжения главы администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 19.03.2003 № *** видно, что спорная квартира не включена в число служебных жилых помещений, принадлежащих войсковой части ***.

Других доказательств, свидетельствующих о том, что на момент предоставления истцу спорной квартиры, данное жилое помещение имело статус служебного жилого помещения, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции обоснованно признал право собственности истцов на указанную квартиру в порядке приватизации.

Доводы, приведенные представителем Министерства обороны РФ в апелляционной жалобе, о том, что спорная квартира не подлежит приватизации, поскольку имеет статус служебного жилья, судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам по делу.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как было указано выше, квартира по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ***, Министерством обороны СССР предоставлена Ждамеркину Ю.М. и членам его семьи в 1989  году.

Согласно ч.1 ст. 6 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

Исходя из положений ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

При этом в силу положений ст.101 ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.

В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N 5 (в ред. от 21.12.1993 г.) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР» разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).

Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии местной администрации.

При этом само по себе предоставление военнослужащим (служащим) ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.

Материалами дела подтверждено, что жилые помещения, расположенные в домах р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области распоряжениями главы администрации Инзенского района Ульяновской области включались в число служебных, однако спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями главы администрации Инзенского района Ульяновской области №*** от 02.04.2001, №*** от 19.03.2003, №*** от 18.02.2001, №*** от 24.10.2003, №*** от 01.08.2003.

Таким образом, доказательств о включении в установленном законом порядке спорной квартиры в число служебных жилых помещений ответчиками не представлено.

Отсутствие у истцов письменного договора социального найма, о чем указывает представитель Министерства обороны РФ в апелляционной жалобе, не свидетельствует о незаконном проживании Ждамеркиных в спорной квартире и не лишает их права передачи им спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судебной коллегией по делу не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не являются военнослужащими и Министерство обороны РФ не обязано обеспечивать их жилым помещением, судебной коллегией отклоняются, поскольку как установлено судом, Ждамеркину Ю.В. на основании ордера №*** от 01.12.1989, который недействительным признан не был.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2015  года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

Судьи: