УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Жорова
И.А. Дело № 33-
2703/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
30 июня
2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Фоминой В.А.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 16 апреля 2015 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда в
интересах Панченко Д.Ф. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Панченко Д*** Ф*** жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Панченко Д*** Ф*** благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в
муниципальном образовании «Город Димитровград» Ульяновской области.
Заслушав
доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Панченко Д.Ф., возражавшей против доводов жалобы, заключение
прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда действуя в интересах
Панченко Д. Ф. обратился в суд с
иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки
и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда о
предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения.
В обоснование ис*** 15.12.1993 года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Панченко Д.Ф. Балакирева И.А. и Панченко Ф.П.
решением Димитровградского городского суда от 27.07.2006 лишены родительских
прав.
Согласно постановлению администрации г.Димитровграда от
12.07.2005 *** Панченко Д.Ф. с 12.07.2005 по 18.08.2006 воспитывалась в ГСУ
ДСРЦ «Радуга».
На основании постановления администрации г.Димитровграда от
18.08.2006 *** Панченко Д.Ф. была помещена в ОГОУ «Новодольский детский дом
«Остров детства», где находилась до 30.08.2011, до момента поступления в ОГОУ
Автомеханический техникум г.Ульяновска.
С 23.05.2012 по настоящее время Панченко Д.Ф. обучается в
ОГБОУ СПО «ДТСИ». Жилое помещение за Панченко Д.Ф. не закреплялось.
Постановлением администрации г.Димитровграда от 26.12.2007 №
*** Панченко Д.Ф. поставлена на учет на
получение жилья .
Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской
области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро
технической инвентаризации», Панченко
Д.Ф. собственником объектов недвижимости
не является.
04.09.2014 Панченко Д.Ф. включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.
С учетом уточненных исковых требований просил признать
незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Панченко Д.Ф. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить
Панченко Д.Ф. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Город
Димитровград» Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном
фонде Ульяновской области жилых помещений.
Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот,
включенных в данный Список.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города
Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а
жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного
надлежащим образо о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Панченко Д. Ф., ***
1993 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, поскольку родители
Панченко Д.Ф. решением Димитровградского городского суда Ульяновской области
от 27.07.2006 были лишены родительских прав, в установленном законом порядке в
родительских правах не восстанавливались.
На
основании постановления администрации г. Димитровграда *** от 18.08.2006
Панченко Д.Ф. была помещена в общеобразовательное учреждение для детей –сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по 30.08.2011 Панченко Д.Ф.
находилась в ОГОУ Новодольский детский дом «Остров детства», откуда выбыла в
связи с поступлением в автомеханический
техникум в г.Ульяновске.
Закрепленного
жилого помещения Панченко Д.Ф. не имеет.
Из
справок формы № 8 от 16.04.2015 следует, что
Панченко Д.Ф. с 13.11.2013 по 30.06.2014 была зарегистрирована в
общежитии ОГБПОУ «ДТСИ» по адресу: г.Димитровград, ул.Г***, д***; с 15.10.2014
по 30.06.2015 зарегистрирована в комнате
*** указанного общежития.
По сведениям регистрирующих органов Панченко Д.Ф. не имеет жилого помещения ни в
собственности, ни по договору социального
найма.
Постановлением администрации г.Димитровграда от 26.12.2007
*** Панченко Д.Ф. поставлена на учет на
получение жилья.
04.09.2014 Панченко Д.Ф. включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые
требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области, действующего в
интересах Панченко Д.Ф. подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее -
Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи