Судебный акт
О возложении обязанности оборудовать детский сад системой видеонаблюдения
Документ от 09.06.2015, опубликован на сайте 24.06.2015 под номером 52391, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка"), с выводом на пульт в дежурную часть ОМВД России по Цильнинскому району, системой видеонаблюдения и организовать охрану службами безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Гафурова С.И.                                                                       Дело № 33-2327/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             09 июня 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Тютькиной З.А., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Цильнинский район» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального дошкольного образовательного учреждения Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка», выразившееся в необорудовании здания МДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» системой видеонаблюдения и неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» оборудовать здание МДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., объяснения представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования «Цильнинский район» - Старостиной О.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,   прокурора   Сальникова А.А.,   полагавшего   решение   суда   законным  и

 

обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с  иском о признании бездействия ответчиков незаконным и обязании администрации МО «Цильнинский район», отдела образования администрации МО «Цильнинский район», МДОУ «Ромашка» оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки антитеррористической защищенности МДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» было установлено, что в дошкольном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и не организована охрана учреждения.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области на имя начальника отдела образования администрации МО «Цильнинский район» было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков и обязать их оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Цильнинский район» просит  отменить решение суда. В жалобе не соглашается с выводом суда о том, что установка системы видеонаблюдения и наличие специализированной охраны необходимы в целях предупреждения террористической деятельности. При этом ссылается на то, что данные нормы лишь отражают возможные виды средств противодействия преступным посягательствам и не указывают на необходимость наличия в учреждениях всех обозначенных в них мер защиты. Считает, что приказы и письма, предназначенные к исполнению в определенный срок, не являются нормативными правовыми актами и не носят обязательный характер исполнения. Нормы же федеральных законов, которыми суд обосновывает свое решение, не содержат обязательных предписаний по предмету иска. Указывает на то, что суду были представлены  доказательства того, что ответчиками проводится целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение постоянного контроля, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Полагает  не целесообразным оборудование детского сада «Ромашка» системой видеонаблюдения и специализированными охранниками.  Безопасность воспитанников МДОУ и работников достигается проведением комплексных мер в области обеспечения безопасности.

 

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Цильнинского района Ульяновской области  считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Представители отдела образования администрации МО «Цильнинский район», МДОУ «Ромашка» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили.

Судебная коллегия, в соответствии со ст.327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно нее.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МДОУ «Ромашка»  имеется кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в УВО УМВД России по Ульяновской области;  между дошкольным учреждением и Управлением вневедомственной охраны УМВД РФ по Ульяновской области заключен договор об оказании услуг по охране объектов путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации. При этом здание дошкольного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006  № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1.2 Устава МДОУ «Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка», функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области осуществляет администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, которая также выполняет функции и полномочия собственника имущества МКДОУ.

Из Положения об МУ отдел образования администрации МО «Цильнинский район» также следует, что отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства РФ, Ульяновской области и  муниципальных правовых актов в области образования.

Из представленных документов следует, что детский сад посещает 147 детей, штатным расписанием предусмотрена должность сторожа в количестве 3 единиц.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МДОУ  «Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» системой видеонаблюдения и организации охраны, как на образовательное  учреждение, так и на отдел образования, являющееся отраслевым органом администрации  МО «Цильнинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МУ отдел образования «Цильнинский район» принял меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, не состоятельны, поскольку ответчики ограничились разработкой программы «Развитие и модернизация системы образования МО «Цильнинский район» на 2013-2015 годы». Данной программой предусмотрено оснащение МДОУ «Ромашка» системой видеонаблюдения в 2013 году, определен размер суммы выделенной на оборудование видеонаблюдения. Однако по сегодняшний день здание детского сада видеонаблюдением не оборудовано, а мер для обеспечения здания охраной служб безопасности не принималось вообще. 

Оснований к отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку они сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию норм закона.

Указанные доводы аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, районным судом им дана правильная правовая оценка.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Цильнинский район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи