Судебный акт
Об отказе в перерасчете платы за ремонт и содержание жилого помещения
Документ от 02.06.2015, опубликован на сайте 19.06.2015 под номером 52322, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет необоснованно начисленных к уплате денежных средств при взымании платы за содержание и текущий ремонт, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                 Дело № 33-2151/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             2 июня  2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Кинчаровой О.Е., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Карпове А.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Инзенского района Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 5 марта 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представление, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за содержание и текущий ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г., исходя из фактической площади жилого помещения, зачислив сумму переплаты в счет последующих платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Требования мотивировал тем, что проведенной в октябре 2014 года прокуратурой района проверкой установлено, что на территории МО «Инзенское городское поселение» допускаются нарушения законодательства при взимании платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выразившиеся в следующем.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 23 декабря 2013 г. № 24 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 18 декабря 2012 г. № 75 «О размерах платы за содержание и ремонт муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» с 1 января по 31 декабря 2013 года» противоречит действующему законодательству. Названным решением пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» от 18 декабря 2012 г. № 75 изложен в следующей редакции: «Установить на период действия с 01 января по 31 декабря 2013 года включительно размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района согласно приложению № 1».

Решением Инзенского районного суда требования прокурора района об оспаривании указанного решения Совета депутатов  от  23  декабря  2013 г.   удовлетворены, решение признано противоречащим закону полностью, с момента его принятия.

В связи с этим плата для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района не была установлена и, соответственно, взималась ответчиком незаконно.

 

Рассмотрев  требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В апелляционном представлении прокурор Инзенского района просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Дополнительно указывает на то, что поскольку решение Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 18 декабря 2012 г. № 75 не распространяло свое действие на собственников жилых помещений, а предыдущее повышение платы за содержание жилья было установлено с 1 июля 2012 года, то есть по истечении 6 месяцев, а не года, что является нарушением ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, ответчиком незаконно была повышена в соответствии с данным решением указанная плата собственникам жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, и взималась она незаконно.

Не согласен с выводом суда о том, что решение Инзенского районного суда от 29 октября 2014 г. не имеет преюдициального значения при рассмотрении данного дела.

Является несостоятельной ссылка суда на то, что представительным органом местного самоуправления в предыдущие годы принимались аналогичные решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и сложностей при их исполнении не возникало, поскольку обжалуется конкретное нарушение ответчиком закона при взимании платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения.

 

Представители ООО «ЖЭУ», Совета депутатов МО «Инзенский район», Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления   прокурора Инзенского района Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района  принято 18  декабря  2012 г.  решение  № 75 «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» с 1 января по 31 декабря 2013 г., согласно которому установлен на указанный период размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, на территории МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района.

Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» 7 февраля 2013 года было принято решение № 4, которым  были внесены изменения в вышеуказанное решение от 18 декабря 2012 года № 75, а именно: пункт 1 изложен в новой редакции, указывающей на то, что устанавливается на период действия с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на территории МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района согласно приложению № 1.  Указанное приложение № 1 также изложено в новой редакции, согласно которой размеры указанной платы устанавливаются с  разбивкой на периоды: с 1 января по 30 июня 2013 г. в размере, установленном на второе полугодие 2012 года, а с 1 июля по 31 декабря 2013 г. в размере, увеличенном на 112% по сравнению с уровнем 2012 года.

Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района  было принято 23 декабря 2013 г. решение № 24, которым также внесены изменения  в приведенное выше решение от 18 декабря 2012 года № 75. Пункт 1 указанного решения и приложение № 1 в части его названия изложены в новое редакции, предусматривающей наряду с ранее перечисленными в данном решении категориями лиц, для которых устанавливается размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, включение собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории МО «Инзенское городское поселение».

Решением Инзенского районного суда г. Ульяновска от 29 октября 2014 г., вступившим в законную силу, были удовлетворены требования прокурора Инзенского района, признано  противоречащим закону с момента его принятия решение Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 23 декабря 2013 г. № 24 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 18 декабря  2012 г.  № 75 «О размерах платы за содержание и ремонт муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» с 1 января по 31 декабря 2013 года».

Прокурором Инзенского района Ульяновской области  заявлено вышеуказанное требование к управляющей компании – ООО  «ЖЭУ» о перерасчете размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников  жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в решении Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 23 декабря 2013 года № 24.

В суде первой инстанции прокурором было уточнено, что указанный перерасчет должен выражаться в том, что собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, должны быть полностью освобождены от платы за содержание и текущий ремонт за период с 1 января по 31 декабря 2013 года

В суде апелляционной инстанции прокурор суду пояснила, что взимание ответчиком платы за ремонт и содержание жилого помещения в многоквартирных домах в 2013 году должно  производиться исходя из размера указанной платы, установленной на 2012 год.

Как следует из содержания части 1 статьи 153 и частей 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, вне зависимости от того, являются ли они собственниками жилых помещений или нанимателями  жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 22 июля 2014 года) плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Из буквального толкования положений приведенной части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом местного самоуправления плата за содержание и ремонт жилого помещения как для нанимателей, так и для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается в  одинаковом размере.

С учетом этого взимание управляющей компанией ООО «ЖЭУ» платы за содержание и ремонт жилого помещения с нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в размерах, установленных решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение»  от 18 декабря  2012 г.  № 75 «О размерах платы за содержание и ремонт муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» с 1 января по 31 декабря 2013 года», с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 7 февраля 2013 года № 4,  независимо от того, что  в данном решении не была оговорена такая категория лиц, как собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, являлось правомерным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об отказе прокурору Инзенского района Ульяновской области в удовлетворении требований к ООО «ЖЭУ» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений  законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления – не влекущими отмену судебного решения.

Ссылки в апелляционном представлении в обоснование требования на вышеуказанное решение Инзенского районного суда г. Ульяновска от 29 октября 2014 г. несостоятельны, поскольку предметом рассмотрения гражданского дела, по результатам которого оно было принято, не являлась проверка правомерности начисления и взимания ответчиком с нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах платы  за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение»  от 18 декабря  2012 г.  № 75.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильным вывод районного суда о том, что принятие указанного решения суда от 29 октября 2014 г. не является основанием для удовлетворения заявленного требования о перерасчете платы за ремонт и содержание жилого помещения.

Довод  прокурора о том, что собственники жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖЭУ», должны быть освобождены от внесения платы за ремонт и содержание жилого помещения за 2013 год, является несостоятельным, поскольку он не основан на положениях части 1 статьи 153 и частей 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, прямо предусматривающих обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение, в том числе платы за ремонт и содержание жилого помещения.

Указание прокурором в суде апелляционной инстанции на то, что перерасчет платы должен быть произведен исходя из размера платы, установленного на 2012 год, является необоснованным по следующему основанию.

Решение Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 18 декабря  2012 г.  № 75 «О размерах платы за содержание и ремонт муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» с 1 января по 31 декабря 2013 года», с учетом внесенных в него решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 7 февраля 2013 года № 4 изменений, в части установленных размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в судебном порядке не признавалось недействующим, соответственно,  установленный им размер платы правомерно применялся ответчиком при её начислении за 2013 год,  как нанимателям, так и собственникам.

Доводы апелляционного представления о нарушении положений  части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на срок не менее чем один год, поскольку ответчиком повышение  начисляемой платы за содержание и ремонт жилого помещения было произведено с 1 января 2013 года, то есть по истечении 6 месяцев после повышения предыдущего размера данной платы, не могут повлечь отмену судебного решения.

Прокурором Инзенского района Ульяновской области данный довод в качестве основания заявленного требования о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения  ни в иске, ни в ходе судебного разбирательства не приводился, он не был предметом рассмотрения суда первой инстанции при разрешении настоящего дела, соответственно, он не подлежит проверке со стороны суда апелляционной инстанции.

Однако следует указать что, как было установлено выше,  решение Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 18 декабря  2012 г.  № 75, с учетом внесенных в него решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 7 февраля 2013 года № 4 изменений     предусматривает  установление платы  с  разбивкой на периоды: с 1 января по 30 июня 2013 года в размере, установленном на второе полугодие 2012 года, а с 1 июля по 31 декабря в размере, увеличенном на 112% по сравнению с уровнем 2012 года. То есть данное решение с учетом внесенных в него изменений соответствовало требованиям  части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Начисление  платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с указанным решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение»  от 18 декабря  2012 г.  № 75 с изменениями правомерно.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного решения.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционных  жалоб не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 5 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Инзенского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи