Судебный акт
Оспаривание действий органа местного самоуправления
Документ от 02.06.2015, опубликован на сайте 11.06.2015 под номером 52225, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                              Дело № 33-2231/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  02 июня 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Карпове А.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 марта 2015 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Цильнинского районного суда Ульяновской области   удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области незаконным и возложить на администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность принять меры по проведению предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Старостина К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации МО «Цильнинский район», в котором просил признать незаконным бездействие администрации, обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» в срок, не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения администрацией МО «Цильнинский район» бюджетного законодательства, законов о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Цильнинского района. В ходе проверки установлено, что орган местного самоуправления в 2013-2014 годах не проводил предварительный отбор участников закупок, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые могут в короткий срок осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Таким образом, администрация МО «Цильнинский район» нарушила положения действующего законодательства, а именно: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования  «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что вывод суда о бездействии администрации не соответствует обстоятельствам дела. Еще до вынесения судом решения - в феврале и марте 2015 года - администрация провела процедуру предварительного отбора участников закупки. Документация по проведению предварительного отбора была предоставлена суду. Однако суд не принял во внимание вышеуказанные документы. Администрация не отрицает, что на момент подачи иска исковые требования были заявлены прокурором правомерно, но в момент вынесения решения предмет иска был исчерпан. Таким образом,  суд должен был отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пунктам 7 и 21 части 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На 2013 год действовал Федеральный закон №94-ФЗ от 02.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Положения данной статьи утратили силу с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее закон №44-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 80 Федерального закона № 44-ФЗ  в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также – перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

Поскольку в 2013 и 2014 годах  отбор участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной вышеуказанными Федеральными законами, ответчиком не проводился, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области и возложил на неё обязанность принять предусмотренные законом меры. 

То обстоятельство, что уже в ходе рассмотрения дела администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области начала предпринимать меры для проведения предварительного отбора  участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на правильность постановленного по делу решения не влияет. Мероприятия по отбору  участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до вынесения судом решения были проведены не в полном объеме. Так, 30.01.2015 был объявлен отбор участников закупки по поставке макаронных изделий, 02.03.2015 был объявлен отбор участников закупки по поставке хлеба и хлебобулочных изделий. Предварительный отбор участников закупки по остальным видам продуктов был объявлен уже после вынесения решения – 09.04.2015.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: