Судебный акт
Ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ
Документ от 28.05.2015, опубликован на сайте 10.06.2015 под номером 52204, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.6.1 ч.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мифтахова Г.А.                                                     Дело № 12-118/2015                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           28 мая 2015 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Буделеев В.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора на постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 марта 2015 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Закирова А.Ш. от 20.02.2015 в отношении главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Вечканова А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

 

В вину Вечканову А.Н. вменено то, что в нарушение требований ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 1, ч.2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», он без соответствующего распоряжения (приказа) о проведении внеплановой документарной проверки, в период с 10.12.2014 по 25.12.2014 организовал и провел внеплановую документарную проверку в отношении ОАО «Ульяновский патронный завод», посредством подготовки и направления юридическому лицу мотивированного запроса за № 02-16/6367 в рамках рассмотрения обращений Т*** И.В. и Б*** А.А.

Направление указанного запроса привело к организации взаимодействия органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), и юридического лица, выразившегося в истребовании и изучении Вечкановым А.Н. информации, поступившей от ОАО «Ульяновский патронный завод» и возложении на юридическое лицо обязанности по предоставлению информации и документов в определенный срок.

 

Указанное постановление вместе с материалами дела об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного суда г. Ульяновска вынес постановление, которым прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Вечканова А*** Н*** по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 

В протесте, направленном в Ульяновский областной суд, Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит об отмене постановления и передаче дела на новое рассмотрение.

В обоснование протеста указывает, что Вечкановым А.Н., обладающим полномочиями по осуществлению федерального экологического надзора, истребована и получена от ОАО «Ульяновский патронный завод» информация по вопросу наличия в собственности либо другом владении имущества и осуществлении им деятельности на территории мазутохранилища. Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом взаимодействии при осуществлении проверочных мероприятий органа государственного контроля (надзора) с юридическим лицом, то есть о проведении проверки вне рамок производства но делам об административных правонарушениях и вне рамок внеплановой документарной проверки. При этом судья установил, что распоряжение руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Ульяновский патронный завод» не издавалось.

Не соглашается с выводом судьи о том, что совершенные действия должностного лица - главного специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Вечканова А.Н. не подпадают под определения «проверка», «документарная проверка», поскольку запрошенные сведения были направлены на проверку фактов, изложенных в обращении гражданина Б*** A.A. и Т*** И.В., а не в связи с документарной проверкой ОАО «Ульяновский патронный завод».

Со ссылкой на нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывает на то, что рассмотрение обращений граждан не отнесено к обстоятельствам, исключающим возможность применения положений настоящего закона.

 

Кроме того, полагает ошибочным толкование судом положений Федерального закона от 02.05.2006  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку государственный орган, должностное лицо государственного органа имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления, то есть закон предусматривает возможность истребования документов и материалов только в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, к каковым ОАО «Ульяновский патронный завод» не относится.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецову М.А., поддержавшую доводы жалобы, Вечканова А.Н., полагавшего постановление судьи законным, прихожу к следующему.

 

Частью 2 ст.19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

 

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ), предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

 

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона №294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 

Частью 2 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

 

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

 

Согласно материалам дела, 28.11.2014 из Ульяновской  межрайонной природоохранной прокуратуры в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступило обращение члена Общественной палаты Ульяновской области А.Б***, размещенное на сайте «УЛПРЕССА», о нарушениях природоохранного законодательства.

 

Указанное обращение руководителем Управления Росприроднадзора по Ульяновской области для организации рассмотрения поручено начальнику отдела государственного экологического надзора Орлову А.О., которым рассмотрение обращения поручено главному специалисту – эксперту отдела государственного экологического надзора Вечканову А.Н.

Действуя во исполнение поручения руководителя, Вечканов А.Н. подготовил текстовую часть запроса № *** в ОАО «Ульяновский патронный завод», который был подписан и направлен руководителем Управления Росприроднадзора по Ульяновской области К*** А.Е.

 

Верно оценив исследованные в судебном заседании доказательства и установленные обстоятельства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора Вечканова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.19.6.1 КоАП РФ, поскольку он не организовывал и не проводил взаимодействие органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), и юридического лица, лично не истребовал какую-либо информацию от ОАО «Ульяновский патронный завод», и не возлагал на юридическое лицо обязанности по предоставлению информации и копий документов посредством с установления определенного срока.

 

Из ч.6 ст.2 Федерального закона №294-ФЗ следует, что проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемой им деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 

При вышеизложенных обстоятельствах полагаю, что Вечканов А.Н. не осуществлял указанной совокупности мероприятия по контролю в отношении юридического лица, а изучение поступивших по запросу руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области материалов было осуществлено им при работе с обращениями граждан во исполнение положений Федерального закона РФ за №53-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

Всем установленным по делу обстоятельствам и доводам судьей районного суда при рассмотрении дела по существу дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться, поскольку она основана на правильном применении норм материального права. В связи с этим доводы жалобы не влияют на законность оспариваемого судебного постановления и не свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица Вечканова А.Н. состава вмененного правонарушения.

 

Нарушений норм законодательства об административных правонарушениях влекущих отмену состоявшегося постановления по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

 

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 марта 2015 года оставить без изменения, протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                     Буделеев В.Г.