Судебный акт
О предоставлении жилья инвалиду внеочереди
Документ от 02.06.2015, опубликован на сайте 11.06.2015 под номером 52146, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                 Дело № 33 – 2163/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               02 июня 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В.,  Казаковой М.В.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Егоровой М*** В***, действующей  в  своих интересах и в интересах    несовершеннолетнего сына  И*** М*** Р***  к  администрации города  Ульяновска,    Комитету по  управлению  городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска    о    возложении обязанности по обеспечению вне очереди   жилым помещением  – удовлетворить.

Возложить   на  администрацию города  Ульяновска обязанность   предоставить    Егоровой М*** В*** на  состав  семьи два  человека:  она и ее несовершеннолетний сын  И*** М*** Р***, *** года рождения вне очереди    жилое помещение   по договору социального   найма    в соответствии с  нормами    предоставлении   жилого помещения, с учетом права   И*** М***  Р***    на дополнительную    жилую площадь.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Егоровой М.В., ее представителя Никоновой Л.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Егорова М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына И*** М.Р., обратилась в  суд  с  иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением.

Исковые требования мотивированы тем, что она  имеет несовершеннолетнего сына И***  М*** Р***,  *** года рождения, который является ребенком-инвалидом.

С   2006 года она и ее сын состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истица и ее ребенок с мая 2009  года по настоящее время   зарегистрированы  по адресу: г. Ульяновск, ул.  Р***, д. ***, кв. ***. Данная  однокомнатная квартира принадлежит отцу истицы -  Е***.  и на указанной жилой площади проживает   он и его сожительница.  Сама истица и ее сын  никогда в данную квартиру не вселялись, не  проживали в ней. 

Истица и ее сын проживают в комнате коммунальной квартиры по адресу: город Ульяновск, ул. П***, д. ***, кв. ***.  Данная семнадцати комнатная  коммунальная  квартиры принадлежит на праве общей долевой собственности  матери истицы - Е***., сыну истицы -  И***  М.Р. и племяннице истицы -  М***. в размере *** долей каждому.  В комнате фактически также проживает мать истицы Е***. Проживание в комнате  общей площадью 17, 72 кв.м. втроем: истица, ее сын И***  М.Р., ее мать – Е***. является затруднительным по причине   малой площади.

Согласно справке №*** от 04.12.2014  И*** М.Р., *** года рождения, состоит на учете  при о*** диспансере!% с 2005 года  с диагнозом:  *** и по состоянию своего здоровья подходит под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года за №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических  заболеваний, при которых невозможно совместное проживание  граждан в одной квартире».

Истица неоднократно  обращалась в администрацию города Ульяновска с заявлениями о предоставлении   жилого помещения, однако  в этом ей было отказано. Считает данный отказ незаконным.

Просила обязать администрацию города Ульяновска предоставить  ей   вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, с учётом права  И***  М.И., *** года рождения, на дополнительную жилую площадь.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, указывает, что на администрацию города Ульяновска не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке истцам, так как жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются в соответствии с требованиями ст.49 ЖК РФ, а администрация города Ульяновска государственными полномочиями на обеспечение жильем данной категории граждан не наделена.

Более того, основания для признания Егоровой М.В. и ее сына нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ отсутствуют, поскольку они  в установленном законом порядке малоимущими не признаны, так как их доход превышает 1/3 прожиточного минимума. Кроме того, истцы зарегистрированы с 01.09.2009 в изолированной благоустроенной квартире по ул. Р***, д.***, кв. *** в качестве членов семьи собственника и имеют право пользования и проживания. Факт проживания ребенка-инвалида в квартире, занятой несколькими семьями, судом не установлен.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что истица Егорова М.В. с 1992 года, ее несовершеннолетний сын И***  М.Р., с *** года, фактически проживают в коммунальной семнадцати комнатной квартире по адресу г. Ульяновск  ул.П*** д.*** кв.***. С ними проживает также и мать истицы – Е***.

Согласно представленным документам данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Е***В., И*** М.Р., М***. (племяннице истицы) в размере *** долей каждому.

Несовершеннолетний И*** М.Р. является инвалидом детства по п*** заболеванию. В связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на внеочередное обеспечение жильем с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», Постановлением  Правительства РФ № 817 от 21.1.2.2004 «Об утверждении перечня  заболеваний, дающих инвалидам , страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

С сентября 2009 года  истица и ее сын зарегистрированы в квартире, принадлежащей отцу истицы, по адресу  г. Ульяновск  ул.Р*** д.*** кв.***.

Дав правильную оценку представленным доказательствам, в том числе и показаниям свидетелей, суд обоснованно пришел к выводу о том, что регистрация истцов по указанному адресу является формальной. В указанной однокомнатной квартире они никогда не проживали. Фактически там проживает отец Е***. с сожительницей. 

Доводы представителя администрации  в части того, что с 2009 года  истица с сыном проживает в отдельной однокомнатной квартире, куда вселена  в качестве члена семьи собственника, ничем не подтверждена, а потому не ставят под сомнение правильность выводов суда.

В соответствии с п.4 ч.1  ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно представленному уведомлению от 28.10.2006  Егорова М.В. и ее сын И*** М.Р. приняты на учет по улучшению жилищных условий с 27.10.2006 как малоимущие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм права, внеочередное предоставление жилого помещения семьям, имеющим ребенка-инвалида, является дополнительной гарантией защиты жилищных прав детей-инвалидов, раздельное проживание которых от других членов семьи невозможно как по состоянию здоровья, так и в силу положений семейного законодательства.

Положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо рассматривать в системном толковании с положениями ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регламентирующей способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Поскольку на учет в соответствии со ст. 17 указанного Закона принимаются семьи, имеющие детей-инвалидов, то обеспечение жилым помещением также должно осуществляться с учетом состава семьи.

Кроме того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ  гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Часть 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления категориям граждан, перечисленным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, жилых помещений муниципального жилищного фонда.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что И*** М.Р., *** года рождения  является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, его  проживание отдельно от матери   без нарушения его  конституционных прав невозможно,  и в силу вышеизложенных положений жилищного законодательства   семья Егоровой  М.В. в составе два  человека: она и сын И*** М.Р. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом  наличия в собственности И*** М.Р. *** долей в праве  общей долевой собственности на коммунальную квартиру по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, д. ***, кв. ***.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для обеспечения  истцов жилым помещением, поскольку они не относятся к категории малоимущих, а также для   возложения данной обязанности на администрацию города Ульяновска несостоятельны, основаны на неверном толковании закона и противоречат представленным доказательствам.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

Как указывалось выше, Егорова М.В. и ее сын в 2006 году приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на данном учете они состоят до настоящего времени. Ответчик решений о снятии их с учета нуждающихся не принимал, обоснованность постановки их на учет не оспаривал. Более того, в январе 2014 года  для улучшения жилищных условий истице   предлагалась трех комнатная квартира общей площадью 37,06 кв.м. по адресу г. Ульяновск ул.Р*** д***.

Таким образом, ответчик фактически не оспаривал право истцов на обеспечение  жилым помещением по договору социального найма.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание право Егоровой М.В. и ее несовершеннолетнего сына на внеочередное обеспечение жилым помещением,   доводы апелляционной жалобы на правильность принятого судом решения  не влияют.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи