Судебный акт
Ст.12.34 КоАП РФ
Документ от 14.05.2015, опубликован на сайте 04.06.2015 под номером 52023, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 12.34, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Гурьянов Д.Г.                                                     Дело № 7-233/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        14 мая 2015 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Русаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска - Сизовой Е*** В*** на решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 марта 2015 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 29.04.2014 администрация г.Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

 

В вину юридическому лицу вменено то, что 18.04.2014 в 11-50 часов,  администрация города Ульяновска, являясь лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, в нарушение пункта 13 ОП ПДД и пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, допустила наличие следующих выбоин в г.Ульяновске:

- размерами 0,1х0,62х1,7 напротив д. 32 по пр. Ленинского Комсомола;

- размерами 1.2 х1,3х 0,1 напротив д. 22 по пр. Ульяновский;

- размерами 1,2х1.3х0,1 - напротив д. 5 по б-ру Новосондецкий.

 

Не согласившись с данным постановлением, защитник администрации г.Ульяновска обжаловал его в Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Рассмотрев жалобу по существу, судья Заволжского районного суда города Ульяновска постановление от 29.04.2014 государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, оставил без изменения.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Сизова Е.В. не соглашается с постановлением и вынесенным по жалобе решением, просит их отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог возлагается на организации и учреждения, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, который, несмотря на статус юридического лица, не исполняет функций хозяйствующего субъекта.

Ссылается на ст.210 ГК РФ, согласно которой собственник имущества вправе передавать свои полномочия по содержанию имущества специально созданным им предприятиям и учреждениям.

Во исполнение данной нормы, в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 24.05.2006 Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования «город Ульяновск», создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.12.2010 №6805 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями муниципального образования «город Ульяновск», Распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновской области №22 от 05.03.2014 «О доведении муниципальных заданий на выполнение муниципальных работ на 2014 год и плановый период 2015, 2016 годов» МБУ «Д***» было выдано муниципальное задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск» и заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии.

Указывает, что при данных обстоятельствах административная ответственность должна быть возложена на МБУ «Д***», в чьи обязанности входит содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск».

Более того, на момент выявления нарушения на автомобильной дороге по пр. Ленинского Комсомола уже производились ремонтные работы ООО «С***» в соответствии с муниципальным контрактом №84 от 24.07.2013, что не было учтено инспектором ГИБДД. Таким образом, администрация города Ульяновска предприняла все меры для обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника администрации города Ульяновска Сизову.Е.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 

Из части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

 

29.04.2014 постановлением государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В вину администрации города Ульяновска вменено то, что она, в нарушение п.13 Основных положений ПДД РФ, являясь лицом, ответственным за обеспечением безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, не приняла меры в соответствии с п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 и допустила наличие следующих выбоин в г.Ульяновске:

- размерами 0,1х0,62х1,7 напротив д. 32 по пр. Ленинского Комсомола;

- размерами 1.2 х1,3х 0,1 напротив д. 22 по пр. Ульяновский;

- размерами 1,2х1.3х0,1 - напротив д. 5 по б-ру Новосондецкий.

 

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ч.4 ст.6 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. 

Согласно части 1 статьи 34 и пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон об общих принципах организации местного самоуправления) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, к  ведению которой отнесена, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

 

Принимая решение по делу, судья районного суда пришел к выводу о виновности администрации города Ульяновска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.

 

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При этом, установление или конкретизация противоправных и виновных действий, не вмененных административным органом, на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности является недопустимым, поскольку это противоречит принципам административного производства. Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено требованиями ст.ст. 24.1, 26.1- 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.

 

По настоящему делу полагаю, что при его рассмотрении должностное лицо административного органа и судья районного суда не в полной мере надлежащим образом исследовали вопросы виновности администрации города Ульяновска в совершении вмененного ей правонарушения, которое согласно постановлению должностного лица административного органа выразилось в ненадлежащем содержании рассматриваемых участков дорог, тогда как судья районного суда вопреки данным обстоятельствам, пришел к выводу о виновности администрации города Ульяновска в отсутствии контроля за использованием и сохранностью имущества.  

 

Вместе с тем, доказательства ненадлежащего содержания указанных автодорог именно администрацией города Ульяновска, в материалах дела отсутствуют.

 

Напротив, в дело представлены доказательства того, что отраслевым органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности, - Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска на основании  Распоряжения №22 от 05.03.2014 «О доведении муниципальных заданий на выполнение муниципальных работ на 2014 год и плановый период 2015, 2016 годов» до МБУ «Д***» доведено муниципальное задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск». Более того, в период выявления рассматриваемых недостатков, на автомобильной дороге по пр-ту Ленинского Комсомола уже производились ремонтные работы.  Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация города Ульяновска предпринимала надлежащие меры для обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог.

 

Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда в нарушение ст.26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что не позволяет рассматривать принятые постановления как законные и обоснованные с точки зрения доказанности виновности привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения.

 

Согласно п.13 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от № 5 от 24.03.2005 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

 

При вышеизложенных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 29.04.2014 и решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 16.03.2015 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 29.04.2014, решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 16.03.2015 по делу  об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

 

Судья                                                                                  Буделеев В.Г.