Судебный акт
О постановке на учет на получение ЕСВ на приобретение или строительст во жилья
Документ от 26.05.2015, опубликован на сайте 03.06.2015 под номером 52000, 2-я гражданская, о признании права для получения единовременной соц.выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                               Дело № 33 – 2100/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 мая 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Липатова В*** Н*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении искового заявления Липатова В*** Н*** к  Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства  жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Липатова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УМВД России по Ульяновской области Халитовой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Липатов В.Н. обратился к УМВД России по Ульяновской области с иском об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование указал, что с ***.2013 состоял на учете  в ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи: жена Липатова Н.Н, дочь Л***., *** года рождения, сын Л***., *** года рождения. Приказом начальника ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области № *** от ***.2014 истец был откомандирован в распоряжение Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску с ***.2014.

Решением комиссии о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержденного распоряжением № *** от 03.07.2014 истец был снят с учета с семьей в составе 4-х человек и его учетное дело направлено в УМВД России по Ульяновской области с целью формирования учетного дела по новому месту службы.

05.12.2014  Липатов В.Н. был уведомлен о том, что ему и членам его семьи отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УМВД России по Ульяновской области.

Основанием для отказа послужило то, что истец имеет на праве общей совместной собственности жилой дом общей площадью 83,05 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, У*** район, с. Н***, ул. П***, д. ***. Сособственниками жилого дома являются его родители. Супруга истца и двое несовершеннолетних детей зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, д. ***, кв. ***. Собственником квартиры является отец жены - Е***. Кроме перечисленных лиц в квартире зарегистрирован и проживает сын собственника - Е***. Истец так же постоянно проживает по вышеуказанному адресу со своей семьей. Исходя из этого ответчик пришел к выводу об обеспеченности истца и членов его семьи  жилой площадью  выше учетной нормы.

Истец считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку он и члены его семьи проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности Е***. на основании договора найма и членами его семьи не являются.

Просил обязать УМВД РФ по Ульяновской области принять его с учетом проживающих совместно с ним членов семьи: жены Липатовой Н.Н., дочери Л***., сына Л***. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ***.2013.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Липатова Н*** Н***, Егоров Н*** Д***.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Липатов В.Н. не согласен с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд дал неверную правовую оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела. Ссылаясь на ст.689 ГК РФ, полагает, что договор, заключенный с Егоровым Н.Д. является безвозмездным договором найма жилого помещения. Указывает, что общее хозяйство с собственником жилой площади расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, д. ***, кв. *** ни он, ни  его супруга с детьми не вели, и не ведут, следовательно, не являются членами семьи собственника. Более того, в соответствии  со ст.31 ЖК РФ, ни он сам, ни  его дети не могут являться членами семьи Егорова Н.Д. По собственным подсчетам автора жалобы, на каждого члена его семьи,  приходится 9,72 кв.м., что меньше 15 квадратных метров. Кроме того, суд не учел, что с ***.2013 истец состоял на учете в ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основания для постановки на учет были те же, что и в настоящее время.

В возражениях на жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24.02.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Липатова В.Н. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц Липатовой Н.Н., Егорова Н.Д., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Липатов В.Н. проходит службу в органах внутренних дел: с ***.2013 – в ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области, с ***.2014 – в УМВД России по городу Ульяновску, стаж службы составляет более 13 лет.

Жилищным кодексом РФ  предусмотрена обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права на жилище.

В соответствии с законом РФ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему  единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ.

Статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  закреплено  право сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел при наличии у данного сотрудника определенных условий.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.

Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).

В период службы в  ФГКУ УВО УМВД России истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

Решением комиссии о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержденного распоряжением № *** от 03.07.2014 истец был снят с учета с семьей в составе 4-х человек и его учетное дело направлено в УМВД России по Ульяновской области с целью формирования учетного дела по новому месту службы.

Решением  Центральной жилищно-бытовой комиссии от 26.09.2014  Липатову В.Н. было отказано в постановке на учет в УМВД России по Ульяновской области для получения единовременной социальной выплаты  для приобретения или строительства  жилого помещения по тому основанию, что истец и член его семьи обеспечены жилой площадью выше учетной нормы, т.е. свыше 15 кв.м. на каждого. 

Как следует из представленных документов, истцу на праве совместной собственности принадлежит  жилой дом площадью 83,05 кв.м., расположенный по адресу  Ульяновская область, У*** район с.Н*** ул.П*** д.***. Сособственниками данного дома являются родители истца Л***., Л***. Согласно справке формы 8  по указанному адресу зарегистрированы  истец, его родители и бабушка Л***.

Супруга истца с детьми зарегистрирована и проживает  в трехкомнатной квартире общей площадью 72,47 кв.м. по адресу  г. Ульяновск  ул.О*** д.*** кв.***. Собственником указанной квартиры  является ее отец – Егоров Н.Д. Согласно справке формы 8  в указанной квартире на момент решения вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты были зарегистрированы и проживали: Егоров Н.Д. – собственник, Е***. – его сын, Липатова Н.Н. – дочь и внуки Л*** *** года рождения, Л***., *** года рождения. Истец проживает в данном жилом помещении без регистрации. *** брат жены истца – Е***. умер.

Представленный истцом договор найма жилого помещения от ***.2013 не является доказательством того, что истец , его жена и дети не являются членами семьи собственника указанной квартиры и вселены в квартиру на условиях коммерческого найма.

Так, Липатова Н.Н. была вселена в указанную квартиру  в качестве члена семьи собственника с рождения, зарегистрирована с 1998 года.  Местом жительства детей является место жительства одного из родителей. Дети  истца с рождения и по настоящее время зарегистрированы и проживают в спорной квартире по месту жительства матери. Сам истец также проживает по указанному адресу одной семьей с Липатовой Н.Н. с 2004 года,  т.е. сразу после заключения брака.  При таких обстоятельствах само по себе заключение между Егоровым Н.Д. и Липатовым В.Н.  договора  найма спорного жилого помещения от ***2013 с включением в него супруги и детей истца в качестве лиц, имеющих право на пользование квартирой, является формальным и каких-либо прав и обязанностей для сторон указанный договор не порождает.

Исходя из вышеизложенного, на основании ст.31 ЖК РФ  суд правомерно пришел к выводу о том, что Липатов В.Н. проживает, а  Липатова Н.Н., несовершеннолетние Липатова А.В. и Липатов И.В.  зарегистрированы и проживают в кв.*** дома *** по ул. О*** г. Ульяновска  в качестве члена семьи собственника, и соответственно при определении нуждаемости истца в жилом помещении необходимо учитывать площадь данной квартиры.  

С учетом имеющейся  в собственности  истца доли в праве совместной собственности на жилой дом  в с.Н***, а также общей площади жилого помещения приходящегося на долю истца с  учетом количества проживающих там лиц – 20,76 кв.м. (83,05 кв.м. :4 чел.), а также общей площади  квартиры *** дома *** по ул.О*** г. Ульяновска , приходящейся на семью Липатовых – 54,33 кв.м. ( 72,46 кв.м. : 4 чел. х 3 чел.), обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью составляет более 15 кв.м. на человека – 18,78 кв.м. (20,76 + 54,33 кв.м. = 75,09 кв.м. : 4 чел.).

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы, а потому  не является нуждающимся в обеспечении в предоставлении жилья и не имеет права на получение соответствующей единовременной  социальной выплаты.

Таким образом, решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Ульяновской области об отказе Липатову В.Н. в постановке на учет на получение  единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилья является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения исковых требований Липатова В.Н. не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд безосновательно пришел к выводу о том, что истец, его супруга и дети  являются членами семьи собственника жилого помещения и сохраняют право пользования  трехкомнатной квартирой общей площадью 72,46 кв.м., а потому не является нуждающимся в жилье, не подтверждены представленными доказательствами и основаны на неверной правовой оценке фактических обстоятельств дела, а потому не являются основанием к отмене судебного решения.

Как указывалось выше, Липатова Н.Н. проживает в спорной квартире с рождения,  несовершеннолетние Липатова А.В., Липатов И.В. также вселены в данную квартиру по месту жительства матери, соответственно при расчете общей площади жилых помещений, приходящейся на истца, его супругу и детей, подлежит учета и жилая площадь занимаемая Липатовыми Н.Н., А.В., И.В. в спорной квартире.

Таким образом, вывод суда об отсутствии правовых оснований для  постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилья мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в части того, что истец по прежнему месту службы состоял на учете, соответственно при решении вопроса о наличии оснований для постановки  на учет на получение единовременной социальной выплаты по новому месту службы в УМВД России Ульяновской области в удовлетворении  заявления  было отказано незаконно,  являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, при разрешении вопроса о постановке  сотрудника на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью Центральная жилищно-бытовая комиссии УМВД России по Ульяновской области проверяет нуждаемость сотрудника и членов его семьи в жилой площади по представленным документам и ранее  принятое прежним работодателем положительное  решение  не является для комиссии обязательным.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Липатова В*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи