Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 12.05.2015, опубликован на сайте 22.05.2015 под номером 51800, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                                Дело № 33-1918/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              12 мая 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   г.   Димитровграда   в   интересах  Аряпкиной Е*** П*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

 

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Аряпкиной Е*** П*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить Аряпкину Е*** П***      жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «город ***» Ульяновской области.

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Аряпкиной Е*** П*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Аряпкиной Е.П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г. Димитровграда о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой  проверкой установлено, что Аряпкина Е.П., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - А*** Н.Б. умерла *** 2010 года,  отец -А*** П.Г. решением Мелекесского районного суда от *** 2008 года лишен родительских прав. Постановлением администрации МО «Мелекесский район» от *** 2009 года № *** Аряпкина Е.П. была помещена в государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за Аряпкиной Е.П. было сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: Мелекесский район, р.п. М***. На основании заключения межведомственной комиссии от *** 2011 года № *** постановлением администрации МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района от *** 2011 года № *** закрепленное за истицей жилое помещение признано непригодным для проживания. Постановлением администрации МО «Мелекесский район» от *** 2012 года № *** Аряпкина Е.П. поставлена на регистрационный учет для получения жилья. Постановлением администрации г.Димитровграда от *** 2012 года № *** Аряпкина Е.П. была передана в приемную семью, где воспитывалась до совершеннолетия. Истица в собственности жилых помещений не имеет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, *** 2013 года, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.  Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда по своевременному обеспечению Аряпкиной Е.П. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области и отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда обеспечить Аряпкину Е.П. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Димитровграда.

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что Аряпкина Е.П. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в *** Ульяновской области. Истица не обеспечена жилым помещением по причине отсутствия квартир в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области. Обращает внимание, что объявленные в апреле 2014 года торги на приобретение в муниципальном образовании «город ***» однокомнатных квартир, признаны несостоявшимися; аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, будут объявлены в течение 2015 года. По мнению автора жалобы, основания для первоочередного обеспечения Аряпкиной Е.П. жилым помещением отсутствуют, поскольку в соответствующий Список детей-сирот включено более 1000 человек, которые также наделены таким правом. 

В возражениях на жалобу прокурор г.Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Аряпкина Е.П., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от *** 2008 года отец истицы – А*** П.Г., был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе истицы.

Мать истицы – А*** Н.Б. умерла *** 2010 года.

На основании постановления главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» № *** от *** 2009 года несовершеннолетняя Аряпкина Е.П. была помещена в государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. М***

Постановлением главы администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области №*** от *** 2011 года на основании заключения межведомственной комиссии жилое помещение, закрепленное за истицей по указанному выше адресу, признано непригодным для проживания.

С *** 2012 года над несовершеннолетней Аряпкиной Е.П. была установлена опека по договору о приемной семье.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Аряпкина Е.П. собственником объектов недвижимости не является. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма, а равно членом семьи нанимателя Аряпкина Е.П. также не выступает.

*** 2013 года Аряпкина Е.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Аряпкина Е.П. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Аряпкиной Е.П., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи