Судебный акт
Оспаривание отказа органа местного самоуправления в предоставлении в аренду земельного участка
Документ от 30.04.2015, опубликован на сайте 08.05.2015 под номером 51665, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к утверждению и выдаче схемы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                 Дело № 33-1439/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          30 апреля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Джандигова С*** Б*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Джандигова С*** Б*** к администрации муниципального образования «Город Димитровград» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения представителя Администрации города Димитровграда Шулимовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Джандигов С.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации города Димитровграда Ульяновской области в предоставлении ему в аренду для организации лесопитомника земельного участка, расположенного юго-западнее участка по ул. М***, *** в г. Димитровграде; возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Требования мотивировал тем, что 04.07.2014 обратился в Администрацию города Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 000 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, в целях организации лесопитомника. 21.11.2014 ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что постановлением Администрации города Димитровграда от 10.11.2014 №3500 данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд в целях создания зоны городских лесов для организации досуга населения. Данный отказ считает незаконным, противоречащим статье 34 Земельного кодекса РФ, пункту 2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Администрации города Димитровграда от 29.06.2012 №2337. Согласно приведенным нормам орган местного самоуправления на основании заявления, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Джандигов С.Б. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование указывает, что судом не учтено незаконное бездействие Администрации города Димитровграда, которая не выдала ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в течение 1 месяца со дня подачи заявления, а также не направила ему мотивированный отказ в установленный утвержденным постановлением Администрации города Димитровграда от 29.06.2012 №2337 Административным регламентом двухнедельный срок. Судом не принято во внимание, что на момент его обращения с заявлением решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд принято не было. Следовательно, предусмотренных пунктом 2.8.2 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка на правах аренды не имелось. Кроме того, статья 70.1 Земельного кодекса РФ не предусматривает возможность резервирования земельных участков для организации досуга населения. Обращает внимание, что ответчиком не были представлены документы, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в муниципальной собственности, документация по планировке территории и иные документы, необходимые для принятия решения о резервации земельного участка.

Выражает несогласие с выводом суда о несоответствии испрашиваемого права на земельный участок целям его предполагаемого использования. Данный вывод, по мнению истца, опровергается постановлением Администрации города Димитровграда от 10.11.2014 №3500, заключением МКУ «Служба охраны окружающей среды» от 04.08.2014 №39. Правилами землепользования и застройки города Димитровграда для организации досуга предусмотрена зона Р-3, в то время как испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-2 с разрешенным видом использования: городские леса, лесопитомник, лесные тропы.

Указывает, что Администрацией города Димитровграда было нарушено требование о публикации решения о резервировании земель в средствах массовой информации. Сведения о времени и месте ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель также размещены не были.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание Джандигова С.Б., извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В удовлетворении ходатайства Джандигова С.Б. об отложении в связи с нахождением его представителя на стационарном лечении рассмотрения дела отказано, поскольку документального подтверждения указанному факту не предоставлено. Кроме того, ранее судебное заседание уже откладывалось по ходатайству заявителя в связи с занятостью его представителя в рассмотрении дела арбитражным судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) было предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ (ст. 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).

В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом), а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, были направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Порядок предоставления муниципальной услуги, связанной с предоставлением земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством, регулируется административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации г. Димитровграда от 29.06.2012 № 2337.

Пунктом 2.8 указанного Административного регламента к перечню оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги отнесены случаи несоответствия целей предполагаемого использования земельного участка градостроительной документации с учетом зонирования территории, противопожарных и санитарных норм и правил.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.07.2014 Джандигов С.Б. обратился в Администрацию города Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду для строительства лесопитомника земельного участка площадью около 40 000 кв.м, расположенного между участками индивидуального жилищного строительства для многодетных семей по ул. М*** и пролегающего вдоль участков гаражного комплекса до проспекта Д***.

21.11.2014 Джандигову С.Б. направлено сообщение об отказе в предоставлении указанного участка, поскольку в соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ постановлением Администрации города от 10.11.2014 №3500 утверждено решение о его резервировании с целью создания зоны городских лесов для организации досуга населения.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами, действовавшими на момент рассмотрения дела, и установив факт проведения работ по резервированию спорного земельного участка и планируемое изменение его разрешенного вида использования, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении предъявленных Джандиговым С.Б. требований об оспаривании отказа Администрации города Димитровграда в предоставлении ему в аренду этого участка.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, находит его правильным, поскольку он соответствует обстоятельствам дела.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основанием для отмены решения не являются.

В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ).

10.11.2014 в Администрации города Димитровграда состоялось совещание по обсуждению: проекта внесения изменений в Генеральный план города Димитровграда; вопросов формирования земельных участков для строительства школ, детских садов, ФОКов; вопроса резервирования земельных участков для муниципальных нужд (для строительства объектов соцкультбыта, школ, жилых домов), в том числе для жилищного строительства в целях дальнейшего развития микрорайона 1А по ул. М*** и строительства жилья для льготной категории граждан (территория, расположенная за ул. М*** (юго-западнее существующего ГСК «З***»), в актуализированной редакции Генерального плана муниципального образования «Город Димитровград» отнесена к территориям жилой застройки). По результатам заседания принято решение разработать проект постановления Администрации города «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд» в отношении земельных участков, планируемых для строительства школ, детских садов и жилых домов; обеспечить проведение работ по формированию земельных участков, подлежащих последующему резервированию, и осуществить работы по резервированию сформированных участков.

Постановлением Главы Администрации города от 10.11.2014 №3500
«О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд» комитету по градостроительной деятельности поручено подготовить проект постановления Администрации города о присвоении номеров земельным участкам на основании сведений государственного кадастра недвижимости, свободных от прав третьих лиц, выявленных при проведении инвентаризации согласно приложению; комитету по управлению имуществом города – обеспечить проведение работ по формированию земельных участков, подлежащих последующему резервированию для муниципальных нужд согласно приложению (в срок до 02.02.2015), и осуществить работы по резервированию для муниципальных нужд сформированных земельных участков согласно приложению (в срок до 03.03.2015).

В соответствии с приложением в перечень свободных земельных участков, подлежащих последующему резервированию для муниципальных нужд, включен многоконтурный участок (8000 кв.м и 32 262 кв.м) юго-западнее земельного участка по ул. М***, ***, включающий, в том числе территорию испрашиваемого Джандиговым С.Б. участка.

Перечисленные действия органов местного самоуправления соответствуют Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561.

Доводы жалобы о том, что на момент обращения Джандигова С.Б. с заявлением решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд принято не было, подлежат отклонению, поскольку при рассмотрении вопроса о выделении земельного участка должны учитываться, в том числе и планируемые в отношении соответствующего объекта действия, а также соблюдаться баланс публичных и частных интересов.

Иными словами, если на момент фактического рассмотрения обращения гражданина о предоставлении ему конкретного земельного участка в отношении этого участка имеются проекты перспективного развития территории, само по себе отсутствие решения о резервировании не исключает возможности отказа в предоставлении участка по мотиву его необходимости для муниципальных нужд.

Доводы апелляционной жалобы о неподтвержденности нахождения спорного земельного участка в муниципальной собственности и отсутствия документов, необходимых для принятия решения о резервировании земельного участка, являются несостоятельными и опровергаются содержанием приобщенных к материалам дела письменных доказательств: протокола от 10.11.2014 совещания по резервированию земельных участков, постановления Главы администрации города от 10.11.2014 №3500, протокола от 14.01.2015 публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области.

Тот факт, что на момент рассмотрения обращения Джандигова С.Б. на испрашиваемом им участке уже планировалось размещение объектов для муниципальных нужд, подтверждается изменениями, внесенными в Генеральный план города Димитровграда решением Городской Думы города Димитровграда от 25.02.2015 №22/268.

Из приложений (графических материалов) к указанному решению следует несоответствие испрашиваемого права на земельный участок, расположенный юго-западнее участка по ул. М***, *** в г. Димитровграде, целям его предполагаемого использования заявителем. В этой связи отклоняются судебной коллегией приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном.

Вопреки доводам жалобы, официальное опубликование в средствах массовой информации постановления Главы администрации города от 10.11.2014 №3500 не требовалось.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении сроков предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка подлежат отклонению, поскольку не являлись предметом рассмотрения в настоящем деле по заявлению Джандигова С.Б., оспаривавшего решение органа местного самоуправления по существу.

Ранее Джандигов С.Б. уже обращался с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Димитровграда по рассмотрению его заявления о выделении земельного участка, расположенного юго-западнее участка по ул. М***, *** в г. Димитровграде. Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 01.12.2014 в удовлетворении указанных требований было отказано.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Джандигова С*** Б*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи