Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 06.05.2015 под номером 51636, 2-я гражданская, О признании права на назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда и назначении досрочной пенсии по старости с 02.11.2014 г., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Шестаева  Н.И.                                                                        Дело № 33-1566/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    21 апреля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Сурском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования  Абаимова В*** А*** удовлетворить частично.

Признать за Абаимовым В*** А*** право на назначение  трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 лет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области назначить Абаимову В*** А*** трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, с 06 ноября 2014 года 

В удовлетворении остальной части исковых требований Абаимову В*** А*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Абаимов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Сурском районе Ульяновской области о признании  права на назначение трудовой  пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда и назначении  досрочной пенсии по старости со 02 ноября 2014 года.

В обоснование иска указал, что  06.11.2014 он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении  ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14,11.2014 в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано.  Решение ответчика считал незаконным, поскольку он всю свою трудовую деятельность работал на строительстве, за что имеет правительственные награды в виде Почетной грамоты Министерства сельского хозяйства РФ от 03.06.2005 и за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации» Указом Президента РФ от 31.05.1998. Его вины в том, что после 01.01.1999 в пенсионный фонд РФ по Сурскому району не подавались индивидуальные сведения персонифицированного учета, не имеется. Трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, превышает требуемые 12 лет 6 месяцев.

Просил суд признать право на назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда и назначить ему досрочную пенсию по старости со 02 ноября 2014 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указывает, что периоды работы  истца с 01.07.1983 по 27.02.2004 в колхозе «Р***», с 10.10.1992 по 29.12.1996 в ТОО «Р***» не могут быть включены в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о льготном характере труда в должности прораба в соответствии со Списками № 2  от 1956 и 1991 года. Судом не принято во внимание, что организации, в которых работал заявитель (колхоз, товарищество с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственный кооператив) не являются строительными организациями, основной их деятельностью является производство сельскохозяйственной продукции. Кроме того, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

В возражении на апелляционную жалобу Абаимов В.А., считая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу УПФР в Сурском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с изменениями и дополнениями) позицией 2290000б-24441 предусмотрена должность производителя работ.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера (десятники) и прорабы.

При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2 от 1956 года (за периоды работы до 01 января 1992 года) юридически значимыми являлись установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством новых объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций. После 1 января 1992 года, в специальный стаж влекущий досрочное назначение трудовой пенсии по старости включалась работа в организациях ведущих как новое строительство, так же работы по реконструкции и ремонту объектов.

Из материалов дела следует, что 06.11.2014 Абаимов В.А. обратился в УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением необходимого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда.

Решением УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области №*** от  14.11.2014 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 2 из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж ответчик не включил периоды работы истца с 17.10.1978 по 09.07.1979 мастером-строителем в совхозе «А***», с 09.07.1979 по 15.09.1980 - мастером-строителем в совхозе «К***», с 25.09.1980 по 25.12.1980 - мастером участка Т***, с 20.01.1981 по 27.02.2004 - прорабом - производителем СМР в колхозе «Р***» (с 1992 года ТОО «Р***», с 1994 года - Сельскохозяйственный кооператив «Р***»), с 01.03.2004 по 30.09.2004 - прорабом- заместителем директора в ООО «Ч***», с 01.10.2004 по 23.11.2010 - прорабом строительно-монтажных работ в ООО «Ч***», с 24.11.2010 - заместителем директора в ООО «Ч***», по причине непредставления документов, подтверждающих постоянную занятость в течение полного рабочего дня на новом строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций, согласно Списку №2 от 22.08.1956, а также постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов, согласно Списку №2 от 26.01.1991. 

Удовлетворяя исковые требования в части включения периода работы с 20.01.1981 по 27.02.2004 в должности прораба - производителя СМР в колхозе «Р***», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с представленными доказательствами в указанный период истец фактически выполнял обязанности мастера строительно-монтажных работ и прораба, то есть осуществлял свою трудовую деятельность в должностях, установленных Списками должностей и профессий, утвержденных постановлением Министров СССР от 26.01.1991 № 10 и от 22.08.1956 № 1173.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на оценке доказательств, которая дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.

При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1956 года (за периоды работы до 01 января 1992 года) юридически значимыми являлись установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством новых объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций. После 1 января 1992 года, в специальный стаж, влекущий досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включалась работа в организациях ведущих как новое строительство, также и работы по реконструкции и ремонту объектов.

То обстоятельство, что совхоз «Р***» Сурского района Ульяновской области осуществлял новое строительство, подтверждается архивными справками, проектом планировки и застройки с. Ч***, внутрипостроечными титульными списками, актами  приемки в эксплуатацию жилых домов, из которых следует, что в периоды работы истца производилось строительство таких объектов, как жилые дома, средняя школа, клуб, автодороги, пожарно-химическая станция, колбасный цех и другие, кроме того, проводилась реконструкция жилых домов и объектов социальной структуры. Во всех актах на строительные работы, планах и заданиях, актах приемки выполненных работ за спорный период, истец указан в качестве прораба.

Из трудовой книжки истца следует, что он работал в должности прораба – производителя СМР.

Материалами дела установлено, что колхоз «Р***» осуществляло как новое строительство, так и реконструкцию объектов, так как в штатном расписании имелась должность прораба, рабочих строительных профессий.

По сведениям из лицевых счетов  колхоза (ТОО, СПК) «Р***» за период с 1981 - 2007г.г.  Абаимов В.А. начислялась заработная плата, исходя из полной ставки, фактов неначисления заработной платы в связи с простоями, отпусками без сохранения заработной платы районным судом не установлено.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о соответствии наименования должности, указанной в трудовой книжке Абаимова В.А.,  Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994  № 367, и Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 № 016, а также  должностных обязанностей Абаимова В.А. должностным обязанностям прораба- производителя  строительных и монтажных работ, указанным в ЕТКС.

С учетом разъяснений, содержащихся в 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о включении вышеуказанного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд установил, что в спорные периоды работы  Абаимов В.А. фактически выполнял работу прораба на строительстве объектов соцкульбыта (жилых домов, участковой больницы, школы, клуба, автодороги), данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, приказами о приеме и увольнении, архивными справками, актами о сдаче объектов в эксплуатацию, а также показаниями   свидетелей М*** М.В., С*** К.В.

Доводы жалобы ответчика о том, что с учетом положений ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, судебной коллегией отклоняются, поскольку помимо показаний допрошенных судом свидетелей характер работы истца в спорный период подтвержден письменными доказательствами, имеющими в материалах дела.

Ссылка ответчика в жалобе на незаконность решения суда о назначении истцу досрочной трудовой пенсии с учетом включения в специальный стаж периода работы в колхозе «Р***» Сурского района являются несостоятельными, противоречащими нормам пенсионного законодательства при его правильном применении и имеющимся в материалах дела доказательствам.

То обстоятельство, что работодатель не представлял в пенсионный орган сведения о характере работы истца, не может служить обстоятельством лишающим право истца на досрочную пенсию по старости.

Судебная коллегия учитывает, что из сведений о заработной плате Абаимова В.А.(с указанием фактического времени работы), пояснений истца, показаний свидетелей следует, что он работал в занимаемой должности в условиях полной занятости по ставке прораба и полного рабочего дня. Указаний о том, что он был принят на работу на условиях неполного рабочего времени, трудовая книжка истца не содержит.

Кроме того, в соответствие со справкой по форме СЗВ-К сведения о трудовом стаже на Абаимова В.А., выданной 16 марта 2006 года УПФР в Сурском районе,  Абаимов В.А.  имеет  стаж,  дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за особые условия труда  в  СПК «Р***» в качестве  прораба за период с 20 января 1981 года по 31 декабря 1998года (код – ЗП12Б 2290000б-24441) - 17 лет 11 месяцев 11 дней. Аналогичные данные имеются и в сведениях о пенсионных правах застрахованного лица по форме СЗИ-5К по состоянию на 12 мая 2014г., которые содержатся в пенсионном деле Абаимова В.А. 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля  2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий           

 

Судьи: