Судебный акт
Осужден по ст. 111 ч.2 п. "з" УК РФ законно
Документ от 27.04.2015, опубликован на сайте 15.05.2015 под номером 51540, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Демкова З.Г.

                               Дело №22-945/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                   27 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малышева Д.В.,

судей Басырова Н.Н., Геруса М.П., 

при секретаре Устимовой Ю.Е., 

с участием прокурора Овчинниковой О.И.,  

осужденного Серкова А.А.,  адвоката Вражкина  Ю.В., 

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционным жалобам адвоката Суворовой Е.Н., осужденного Серкова А.А.,  на  приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 марта  2015 года, которым

 

СЕРКОВ А*** А***,

*** ранее судимый:

- 03 октября 2013 года мировым судьей судебного участка №5 г. Димитровграда Ульяновской области по ст. 139 ч.1, ст. 119 ч.1, ст. 69 ч.2 УК РФ к 400 часам обязательных работ;

- 03 декабря 2013 года мировым судьей судебного участка №5 г. Димитровграда Ульяновской области по ст.  ст. 119 ч.1, ст. 70 УК РФ к 460 часам обязательных работ;

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 г. Димитровграда Ульяновской области неотбытая часть наказания в виде обязательных работ заменена на 1 месяц 6 дней лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, освобожден 29 июля 2014 года,

 

осужден  по пункту «з» части 2 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации  к лишению свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Серкову А.А. постановлено изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении  на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, срок наказания Серкову А.А. исчислять с 10 марта 2015 года.

Постановлено взыскать с Серкова  А.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 4950 рублей.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Басырова Н.Н., обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав выступления осужденного Серкова А.А., адвоката Вражкина Ю.В., прокурора Овчинниковой О.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Серков А.А. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью П***., опасного для жизни человека, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия. Преступление им совершено 22 ноября 2014 года в период времени  с 05 часов 00 мин. до 07 часов 06 мин. в квартире №*** дома №*** по ул. *** в г. Димитровграде Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе адвокат Суворова Е.Н. считает приговор необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что судом необоснованно положены в основу показания ее подзащитного, данные им на предварительном следствии. Судом не был учтен тот факт, что его показания получены под воздействием со стороны сотрудников полиции, в связи  с чем не могут быть признаны допустимыми. Кроме того, суд необоснованно признал в качестве доказательств вины Серкова А.А. показания потерпевшего П***., свидетелей М*** и С***., которые не могут быть достоверными, поскольку последние находились в состоянии алкогольного опьянения и не могли адекватно воспринимать происходящее. Они не видели непосредственного момента получения потерпевшим ножевого ранения, и на основе их показаний  нельзя делать вывод о наличии у осужденного умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему. Полагает, что ранение последний мог получить при обстоятельствах изложенных подзащитным в суде.  Наличие у Серкова А.А. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью не доказано, доказательств совершения преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 2 п. «з» УК РФ не установлено. Просит отменить приговор и вынести оправдательный приговор.

В апелляционной жалобе осужденный Серков А.А.  считает постановленный в отношении него приговор необоснованным и чрезмерно строгим. Указывает, что он не отрицает содеянного, вызвался помочь потерпевшему довести до скорой помощи, всячески содействовал следствию. Не доверяя показаниям свидетеля М***., указывает, что последняя была в неадекватном состоянии по причине употребления значительного количества алкоголя, путалась в своих показаниях. Просит учесть наличие на иждивении несовершеннолетней дочери, состояние его здоровья и состояние здоровья матери, являющейся инвалидом.  Оспаривая  квалификацию действий по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, обращает внимание на отсутствие у него умысла на причинение ранения потерпевшему, с которым проживают длительное время, и который не имеет к нему претензий.

В возражениях на апелляционную жалобу адвоката Суворовой Е.Н.  государственный обвинитель помощник прокурора г. Димитровград Шпак А.В. считает, что  приговор является законным, справедливым и не подлежит изменению. Наказание Серкову А.А. по п. «з» ч.2 ст. 111 УК РФ назначено справедливое, с учетом всех сведений о личности осужденного, смягчающих наказание обстоятельств. Доводы адвоката относительно необходимости оправдания подзащитного являются несостоятельными и  опровергнуты исследованными доказательствами. Полагает, что апелляционная жалоба адвоката удовлетворению не подлежит, поскольку приговор является законным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.  

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Серков А.А.  поддержал доводы апелляционных жалоб, указывая о незаконности и необоснованности приговора суда, настаивая на отсутствии у него умысла на причинение тяжкого вреда здоровью;

- адвокат Вражкин Ю.В.  считал доводы жалоб обоснованными и подлежащими удовлетворению;

- прокурор Овчинникова О.И. возражала против доводов жалоб, считала приговор суда законным и обоснованным, который просила оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав выступления сторон, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности  Серкова А.А. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью П***., опасного для жизни человека, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

Судом были исследованы и оценены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все исследованные в судебном заседании доказательства в приговоре проанализированы.  Довод об отсутствии у осужденного  умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему был предметом тщательной проверки в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнут.

Вина осужденного нашла свое полное подтверждение совокупностью согласованных между собой доказательств, признанных судом допустимыми и являющихся достаточными для признания осужденного виновным при обстоятельствах, установленных приговором суда.

Судом с достаточностью установлено, что 22 ноября 2014 года в период времени с 05 часов 00 минут до 07 часов 06 минут Серков А.А., находясь в комнате, расположенной в квартире *** дома *** по ул. *** г. Димитровграда Ульяновской области, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений с П***., с целью причинения тяжкого вреда здоровью последнему, используя нож в качестве оружия, умышленно нанес им П*** один удар в область спины, причинив проникающее колото-резаное ранение грудной клетки справа, квалифицируемое как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Вина осужденного подтверждена показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертиз и другими доказательствами по делу.  

Так, потерпевший П*** как на предварительном следствии, так и в суде давал последовательные показания о том, что у него с Серковым возникла словесная ссора, а высказанные им слова задели последнего. Осужденный взял в руки перочинный нож и разложил его. Он-П***, встав с кресла, находился спиной к Серкову. Затем Серков сел на кровать, а М*** высказала, что осужденный ударил его ножом в спину.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы осужденного, в которых последний оспаривал достоверность показаний потерпевшего со ссылкой на то, что П*** *** сам не видел удара, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Показания потерпевшего согласованы с показаниями осужденного, данными им в ходе предварительного следствия, которые судом признаны допустимыми, а также  подтверждены показаниями свидетелей.

Так, согласно показаниям свидетеля М***., после словесной ссоры между Серковым и П***, когда последний наклонился, чтобы обуться, Серков взял в руки раскладной нож и разложил его. П*** поднялся с кресла и, в то время когда стоял спиной к Серкову, осужденный, держа разложенный нож в правой руке, нанес П*** один удар  в спину с правой стороны. После этого Серков сложил нож и положил на стол. Потерпевший повернулся к ним, и по его поведению она поняла, что он не осознал того, что Серков нанес ему ножевое ранение, полагая, что его просто ударили. Она высказала П***, что Серков ударил его ножом и у него идет кровь. О произошедшем она рассказала С***, которую разбудила.

На очной ставке с осужденным свидетель М*** изобличала Серкова в умышленном нанесении ножевого ранения потерпевшему.

Свидетель С*** подтвердила в суде о том, что со слов М***, которая разбудила ее, будучи в напуганном состоянии,  ей стало известно, что в то время когда она спала, Серков нанес ножевое ранение П*** в область спины с правой стороны.

Довод о невозможности указанными свидетелями адекватно воспринимать происходившее по причине  нахождения в состоянии алкогольного опьянения, обоснованно признаны несостоятельными. Вопреки доводу осужденного, М*** *** в судебном заседании подтвердила свои показания, данные на предварительном следствии, изобличала осужденного и на очной ставке. Показания М*** согласованы и с показаниями свидетеля С***, будучи осведомленной о совершенном  осужденным преступлении со слов М***. Учитывая последовательность показаний свидетелей, согласованность их с другими доказательствами по делу, которые признаны судом достоверными, суд пришел к правильному выводу, что свидетели, которые адекватно воспринимали обстоятельства случившегося, давали правдивые показания.

Показания свидетеля М*** подтверждены и показаниями свидетеля М*** – фельдшера станции скорой помощи, прибывшей  по сообщению о причинении в квартире ножевого ранения потерпевшему его знакомым, совместно с которым распивали спиртное.

Показания потерпевшего и свидетелей объективно подтверждены и заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому обнаруженное  у потерпевшего колото-резаное ранение грудной клетки справа причинено воздействием колюще-режущего предмета и квалифицируется как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Проанализировав показания указанных потерпевшего и свидетелей в их совокупности, которые согласуются между собой, дополняя друг друга, сопоставив с первоначальными показаниями осужденного, а также с заключениями экспертиз, не доверять выводам которых у суда оснований не имелось, суд обоснованно пришел к выводу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему осужденным. Оснований подвергать сомнению достоверность показаний вышеуказанных лиц у суда первой инстанции не имелось.

Будучи первоначально допрошенным в ходе предварительного следствия, Серков А.А., показания которого оглашены в суде в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 276 УПК РФ, показывал о том, что он в ходе ссоры с потерпевшим обиделся на него, был зол за его слова, взял раскладной нож и, разложив его, нанес П*** один удар ножом в спину с правой стороны.

Свои показания Серков А.А. подтверждал и при проверке показаний на месте. 

В связи с тем, что вышеизложенные показания Серкова А.А. получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, что проверялось судом и получило свое подтверждение в суде первой инстанции, в присутствии защитника, при отсутствии замечаний как по содержанию сведений, изложенных в них, так и процедуре их фиксации, суд обоснованно признал их достоверными, не согласившись с показаниями осужденного в суде и доводом о том, что первоначальные показания были даны под воздействием сотрудников полиции.   

Таким образом, суд первой инстанции правильно подверг критической оценке довод осужденного  о нанесении случайного ножевого ранения при отсутствии умысла на его причинение. Данный довод с достаточностью опровергнут в судебном заседании, причем выводы суда подробно мотивированы. С указанными выводами соглашается и суд апелляционной инстанции.

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств, которые судом обоснованно  признаны  допустимыми, относимыми, а в своей совокупности достаточными, позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного осужденным преступления. Вопреки всем доводам жалоб вина осужденного с достаточностью установлена в судебном заседании.

В основу доказательств  виновности судом приняты доказательства, полученные с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и нашедшие подтверждение в ходе судебного следствия. Фактические обстоятельства дела изложены в соответствии с исследованными доказательствами.

Дав надлежащую оценку совокупности исследованных доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о виновности Серкова А.А. именно в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Юридическая квалификация действий осужденного Серкова А.А. судом дана правильная.   

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст. 299, 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного  в содеянном, дана правильная оценка всем исследованным в суде доказательствам, а также доводам осужденного и его защитника, мотивированы выводы относительно квалификации преступления. 

Из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства. Все  ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,   судом были разрешены в установленном порядке. Права осужденного, в том числе и право на защиту, на всех стадиях уголовного судопроизводства были соблюдены и реально обеспечены. Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления,  данных  о личности виновного, обстоятельств смягчающих наказание, в том числе тех, на которые обращает внимание в жалобе осужденный, отсутствия отягчающих обстоятельств, влияния назначенного наказания на  исправление, на условия жизни его семьи, а также с учетом всех обстоятельств.

Судом при назначении наказания правильно учтены и положения ч. 1 ст. 62 УК РФ. 

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что  исправление осужденного возможно лишь в  условиях  изоляции  от  общества, верно мотивировав свои выводы, не усмотрев возможность назначения наказания с применением ст. 64, ст. 73 УК РФ, не усмотрев оснований и для применения положений ч.6 ст. 15 УК РФ. Назначенное наказание является справедливым,  соразмерным содеянному и личности виновного.

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой отмену приговора либо его изменение, по делу не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 марта 2015 года в отношении Серкова А*** А*** оставить без изменения, а апелляционные жалобы  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи