Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 30.04.2015 под номером 51531, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                Дело № 33 - 1591/2015

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                             21 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на рещение Карсу некого районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Сурского района, в интересах Тюрябаева Н*** О*** к Министерству строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Тюрябаева Н*** О***, *** 1995 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признать незаконным.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Тюрябаева Н*** О***, *** 1995 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавщего рещение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах Тюрябаева Н.О., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации МО «Сурский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением.

В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Тюрябаев Н.О., *** 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать - Т*** И*** А*** 19.01.2009 решением суда лишена родительских прав.

Постановлением главы администрации МО «Сурский район» от 20.12.2010 № 608-П-А Тюрябаев Н.О. включен в список детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поставленных на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на территории МО «Сурский район».

Тюрябаев Н.О. обучается в ГОУ СПО «***». В настоящее время истец проживает по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. ***, ул. Н***, д. *** в жилом помещении, принадлежащем Т***В. Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Тюрябаев Н.О. собственником объектов недвижимости на территории Ульяновской области не является.

Тюрябаев Н.О. в список детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, включен 02.04.2013, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

С учетом уточненных исковых требований прокурор окончательно просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Тюрябаева Н.О. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Тюрябаева Н.О. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выще решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Тюрябаев Н.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области. Не обеспечен жилым помещением по причине отсутствия квартир в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области. Заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей на территории р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области. Срок сдачи в эксплуатацию указанных квартир 15.12.2014. В течение 2015 года будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Вместе с тем, оснований для первоочередного обеспечения Тюрябаева Н.О. жилым помещением не имеется, поскольку в список детей-сирот включено более 1000 человек, которые также наделены таким правом.

В возражениях на жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области просит решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Тюрябаев Н.О., ***.1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца - Т*** И.А., являясь одинокой матерью, решением Сурского районного суда Ульяновской области от 19.01.2009 лишена в отношении сына Тюрябаева Н*** родительских прав.

Постановлением главы администрации МО «Сурский район» № 50-П-А от

13.02.2009      Тюрябаев Н.О. передан под опеку Т*** Е.В. За истцом была закреплена жила плошадь по адресу Ульяновская область Сурский район с. *** ул.Ц*** д.***.

Постановлением главы администрации МО «Сурский район» № 606-П-А от

20.12.2010          вышеназванное постановление в части закрепления за истцом жилой площади отменено.

Постановлением главы администрации МО «Сурский район» от 20.12.2010 № 608-П-А Тюрябаев Н.О. включен в список детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поставлен на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на территории МО «Сурский район»

В настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме площадью 40 кв.м, по адресу Ульяновская область Сурский район с.*** ул.Н*** д.***. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Т***., ее несовершеннолетние дети Ю*** К***, Ю*** Я***, и сожитель Ю*** Ю.Ю.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, истец Тюрябаев Н.О. собственником, либо нанимателем жилых помещений не является.

Таким образом, суд правильно прищел к выводу о том, что Тюрябаев Н.О. не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, действующего в интересах Тюрябаева Н.О., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставщимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилъю помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения соверщеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Председательствующий

Судьи


Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской