Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет памятника природы
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 30.04.2015 под номером 51494, 2-я гражданская, об обязанности обеспечить постаноовку на учет на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории - памятника природы "Болото Моховое-Viii", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                 Дело № 33-1493/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      21 апреля 2015 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е и Нефедова О.Н.,

при секретаре Карпове А.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска   от

25 декабря  2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах  неопределенного круга лиц и в интересах  Российской Федерации,  к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной  территории  -  памятника  природы  «Болото   «Моховое -VIII», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Болото «Моховое -VIII».

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е по делу, объяснения старшего прокурора отдела Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой  М.С, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

И.о. Ульяновского  межрайонного природоохранного  прокурора, действуя в интересах  неопределенного круга лиц и в интересах  Российской Федерации, обратился в суд с  иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой   природной  территории -  памятника  природы  «Болото  «Моховое -VIII».

Требования  мотивировал тем,  что  памятник  природы  «Болото  «Моховое -VIII» образован постановлением Главы администрации Ульяновской области № 104 от 20 февраля 1996 г. и расположен в Сурском районе в междуречье Суры и Барыша в 5,5 км к юго-востоку от с. Барышская Слобода, в 37, 50 кварталах Лавинского участкового лесничества Сурского лесничества. Граница памятника природы совпадает с естественными границами болотного массива. Территория памятника природы имеет общую площадь 42,90 га.

Проведенной проверкой установлено, что Минприроды Ульяновской области не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории названного памятника природы.

В нарушение статей 26, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и статей 56, 94 Земельного кодекса РФ, сведения о нем, как об особо охраняемой природной территории, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области» и Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 г. № 452-П, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Минприроды Ульяновской области.

Несмотря на внесенное ранее представление от 20 ноября 2013 г., установление границы особо охраняемой территории памятника природы «Болото «Моховое - VIII» ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, вследствие чего не обеспечивается защита гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, филиал  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области, Министерство экономического развития Ульяновской области, администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минприроды Ульяновской области просит изменить решение в части установления срока исполнения возложенных на него обязанностей по определению и описанию границ особо охраняемой природной территории, увеличив его до двадцати четырех месяцев. При этом ссылается на необходимость для осуществления указанных мероприятий установления расходных обязательств, определения источника их финансирования и урегулирования данных расходов программными методами.

В обоснование указывает, что Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» расходные обязательства по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также по предоставлению в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учёт границ памятника природы «Болото «Моховое - VIII» не предусмотрены.

Государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на
2014-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. № 37/415-П, финансирование соответствующих мероприятий также не устанавливает.

Перечисленные в решении действия подлежат выполнению в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требуют значительных временных затрат.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение без изменения.

Представители Департамента  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, филиала  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, Территориального управления Росимущества по Ульяновской области, Министерства экономического развития Ульяновской области, администрации МО «Сурский район» Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Минприроды Ульяновской области и возражения на апелляционную жалобу Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Как следует из материалов дела, на территории Сурского района Ульяновской области находится памятник природы «Болото «Моховое - VIII», расположенный в междуречье Суры и Барыша в 5,5 км к юго-востоку от
с. Барышская Слобода, в 37, 50 кварталах Лавинского участкового лесничества Сурского лесничества. Границы памятника природы совпадают с естественными границами болотного массива, территория имеет общую площадь 42,90 га. Данный памятник природы создан постановлением Главы администрации Ульяновской области от 20 февраля 1996 г. № 104, которым определен режим ограниченного использования особо охраняемой природной территории.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Из информации Управления Росреестра по Ульяновской области следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения об указанном памятнике природы, как об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона  от  24 июля  2007 г.  №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

В соответствии со статьей 6 Закона Ульяновской области 9 июля 2007 г.
 № 96-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области» и Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденным постановлением  Правительства   Ульяновской   области  от   2  октября  2013 г. № 452-П, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Минприроды Ульяновской области.

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, обоснованно пришел к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.

Законность решения суда первой инстанции в указанной части Минприроды Ульяновской области не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к необходимости увеличения срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей до 24 месяцев, подлежат отклонению.

Установленный судом двенадцатимесячный срок является достаточным для установления и описания границ особо охраняемой природной территории, в том числе с учетом необходимости выполнения установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедур.

Тот факт, что Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. № 37/415-П Государственной программой Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы» необходимые расходные обязательства не предусмотрены, на правильность выводов суда первой инстанции в части установления срока не влияет.

Отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона и основанием для установления столь длительного срока, как об этом просит Минприроды Ульяновской области, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи