Судебный акт
Оспаривание решения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 30.04.2015 под номером 51450, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                       Дело № 33-1490/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          21 апреля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Карпове А.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 января 2015 года, по которому постановлено:

 

Заявление Вишневского А*** удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Ульяновской области от 30.12.2014 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения представителя УФМС России по Ульяновской области Нарышкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; Вишневского А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Вишневский А. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (УФМС России по Ульяновской области) от 30.12.2014 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Требования мотивировал тем, что указанным заключением принято решение об аннулировании ему разрешения на временное проживание на основании пп.7
п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т.к. он неоднократно (два раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации. Полагает решение незаконным, поскольку оно основано на формальной оценке административным органом фактических обстоятельств. Он – Вишневский А. – привлекался к административной ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации, подтверждающей размер и источник дохода за очередной год. Аннулирование разрешения на временное проживание несоразмерно существу указанного нарушения, умысла на совершение которого он не имел, назначенный за совершение которого штраф он уплатил, и степени его общественной опасности. Вторым административным правонарушением является пропуск срока продления регистрации. Собственник жилья, в котором он зарегистрирован, не мог своевременно продлить регистрацию по причине нахождения на лечении в больнице. Назначенный за это административное правонарушение штраф также оплачен. В Российской Федерации проживают его – заявителя – жена и несовершеннолетний сын.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Не соглашается с выводами суда о незаконности оспариваемого заключения, обусловленными тем, что не были учтены обстоятельства совершения правонарушения и степень его общественной опасности, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семейное положение. Ссылаясь на положения Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обращает внимание, что при выдаче разрешения на временное проживание Вишневский А. был предупрежден о том, что это разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. Постановления о привлечении к административной ответственности Вишневский А. не обжаловал, согласился с ними и оплатил назначенные штрафы. Обращает внимание, что условия, при которых разрешение на проживание иностранного гражданина в Российской Федерации подлежит аннулированию, установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В то же время обстоятельств, которые бы позволили компетентному органу принять иное решение, не предусмотрено.

По мнению УФМС России по Ульяновской области, права и свободы заявителя оспариваемым решением не нарушены. Возникновение у него обязанности выехать с территории Российской Федерации не свидетельствует о значительном вмешательстве в его семейную жизнь. Кроме того, он вправе вновь въехать на территорию Российской Федерации на общих основаниях, а после года со дня аннулирования разрешения на временное проживание – повторно поставить вопрос о получения разрешения на временное проживание. Решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию в отношении Вишневского А. не принималось.

В жалобе также обращается внимание на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 02.03.2006 № 55-О, согласно которой территориальные органы ФМС России при вынесении решения об аннулировании либо отказе в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство не наделены правом учитывать исключительные обстоятельства, заслуживающие внимания. Согласно статье 8 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни допускается, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Положениями Конвенции не предусмотрено воссоединение семьи на территории какого-либо государства - участника Конвенции, нелегально находящейся на его территории. Обратное могло бы спровоцировать как игнорирование национального законодательства в целом, так и повлечь бесконтрольность и безнаказанность противоправного поведения.

 

Вишневский А. в возражениях на жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Вишневский А. является гражданином Республики Молдова, прибыл на территорию Российской Федерации 16.04.2012. С указанной даты по 13.07.2012 был поставлен на миграционный учет по адресу: Ульяновская обл., У*** район, р.п. И***, ул. С***, д. ***, кв. ***.

24.02.2012 Вишневский А. заключил брак с В*** (добрачная фамилия – Ш***) Г.Ш., являющейся гражданкой Российской Федерации, 17.04.2012 у них родился сын Д***.

23.04.2013 Вишневский А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, д. ***, кв. ***, на срок до 30.10.2013.

23.10.2013 Вишневский А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Ульяновская обл., У*** район, р.п. И***, ул. П***, д. ***, на срок до 23.10.2014.

Решением УФМС России по Ульяновской области от 26.03.2012 Вишневскому А. выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В соответствии с заключением УФМС России по Ульяновской области от 30.12.2014 указанное разрешение на временное проживание аннулировано на основании пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», поскольку 29.07.2014 и 12.11.2014 Вишневский А. привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Основанием для привлечения Вишневского А. к административной ответственности в июле 2014 года явился тот факт, что в течение в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание он не подал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год.

Постановлением от 12.11.2014 Вишневский А. привлечен к административной ответственности в связи с тем, что с 24.10.2014 проживал без регистрации по адресу: Ульяновская обл., У*** район, р.п. И***, ул. П***, д. ***.

Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемым решением УФМС России по Ульяновской области об аннулировании Вишневскому А. разрешения на временное проживание нарушается право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе, в связи с чем отменил его.

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конвенция о правах ребенка (заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989), участницей которой является Российская Федерация, возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (пункт 1 статьи 9); в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (пункт 1 статьи 10).

С учетом статей 7, 17 (часть 1), 19 (часть 2), 21, 38 (части 1 и 2), 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно международным правовым предписаниям каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.03.2006 № 55-О, поскольку аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, проживающего на территории Российской Федерации со своей семьей, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Российскую Федерацию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такая мера может быть применена уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Учитывая приведенные нормы международного права и характер совершенных заявителем административных правонарушений, проживание на территории Российской Федерации его семьи, исходя из гуманных соображений, принятие такой меры ограничения, как аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не соответствует степени общественной опасности допущенных Вишневским А. правонарушений.

Приведенные УФМС России по Ульяновской области в апелляционной жалобе доводы об обратном подлежат отклонению.

В частности, суд первой инстанции при оценке степени общественной опасности обоснованно принял во внимание, что своевременность подачи Вишневским А. уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации находилась в зависимости от действий принимающей стороны – Х*** Г.Ф., которая в момент, когда заявителем должна была быть исполнена соответствующая обязанность, находилась на стационарном лечении.

Ссылки в жалобе на то, что Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не устанавливает обстоятельств, которые бы позволили принять иное, чем оспариваемое, решение, основаны на ошибочном толковании закона.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предполагает при решении вопроса о выдаче или об аннулировании разрешения на временное проживание иностранному гражданину, неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекавшемуся к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, учет уполномоченными органами исполнительной власти личности этого иностранного гражданина, его семейного положения, характера и степени общественной опасности совершенных им административных правонарушений.

Соответствующая правовая позиция приводится в упоминавшемся выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 55-О, на которое также ссылается в жалобе и само УФМС России по Ульяновской области.

В силу изложенного доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что УФМС России по Ульяновской области действовало в рамках требований нормативных правовых актов, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и основанием к отмене решения явиться не могут.

Доводы жалобы о том, что положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод не предусмотрена возможность воссоединения на территории какого-либо государства - участника Конвенции семьи, нелегально находящейся на его территории, подлежат отклонению, поскольку жена и несовершеннолетний ребенок заявителя являются гражданами Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи