Судебный акт
Постановка на кадастровый учет памятника природы
Документ от 14.04.2015, опубликован на сайте 21.04.2015 под номером 51404, 2-я гражданская, об обязанности обеспечить постаноовку на учет на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории - памятника природы "Реликтовые леса вокруг Юловского пруда", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                        Дело № 33-1403/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    14 апреля 2015 г.                                                                              

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей    Трифоновой Т.П.  и  Нефёдова О.Н.,

при секретаре    Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Ленинского районного  суда г.Ульяновска от 23 декабря 2014г.,  по которому постановлено:

 

Исковые требования и. о. Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора  удовлетворить.

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства  и природных ресурсов          Ульяновской области в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу          настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой   природной территории - памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда», с указанием координат и отображением указанных границ на        картографических материалах; предоставить в орган государственного    кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и         ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы        территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

И. о. Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Министерству сельского, лесного хозяйства  и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории – памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведённой прокуратурой проверки выявлено нарушение действующего законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения. Так, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории - памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда».

Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 104 от 20 июня 1996 года образован памятник природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда». Данный памятник природы расположен в Инзенском районе Ульяновской области в кварталах №47, 59, 60, 68, 79, 80, 90 Глотовского лесничества Инзенского лесхоза. Его общая площадь - 932,0 га.

Вместе с тем сведения о памятнике природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда», как об особо охраняемой природной территории, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Ранее - 20 ноября 2013 года – Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор выносил в адрес Министерства представление об устранении указанного нарушения. Однако оно исполнено не было. 

В связи с этим и. о. Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора просил суд обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда: установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда».

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство  сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не соглашается с решением суда в части установления 12-месячногго срока для его исполнения. Указывает при этом, что в Законе Ульяновской области от 02.12.2014г. № 190-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» расходные обязательства по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий, с указанием  координат и отображением указанных границ на     картографических материалах; предоставлению в орган государственного          кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и  ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы          территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда», не предусмотрены. Все перечисленные действия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требуют значительных временных затрат.

Также на реализацию мероприятий государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013г. № 37/415-П, предусмотрены средства областного бюджета на 2015г. в сумме 167985,6 тыс. руб. Однако Приложением № 2 к указанной государственной программе предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий. В данный перечень не входят мероприятия по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;  предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда». Следовательно, для осуществления указанных мероприятий требуется установление расходных обязательств, определение источника их финансирования и урегулирование данных расходов программными методами.

В связи с этим Министерство просило отменить решение суда первой инстанции в части установления 12-месячного срока для его исполнения и установить 24-месячный срок для исполнения решения суда.

В отзыве на апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области поддерживает доводы апелляционной жалобы в части установления 24-месячного срока для исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов. Указанные доводы были предметом проверки в суде первой инстанции, и суд не согласился с ними.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство экономического развития Ульяновской области оставляет решение на усмотрение суда. Указывает при этом, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 104 от 20 июня 1996 года образован памятник природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда». Указанный природный памятник расположен в Инзенском районе Ульяновской области в кварталах №47, 59, 60, 68, 79, 80, 90 Глотовского лесничества Инзенского лесхоза, его площадь составляет 932,0 га.

В соответствии со ст.ст. 56, 94, Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.

Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условия использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

Сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, при наличии одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований.

Вместе с тем в отношении памятника природы «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда», как об особо охраняемой природной территории,  сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют,  что противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 96-ЗО (ред. от 03.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области», Положением о министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, обязанность по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не отрицались ответчиком.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд установил для Министерства 12-месячный срок для проведения мероприятий, связанных с подготовкой необходимых документов и постановкой на государственный кадастровый учет границ памятника природы  «Реликтовые леса вокруг Юловского пруда».  Установление данного срока не свидетельствует о незаконности решения суда первой инстанции. В дальнейшем законодательство (ст. 434 ГПК РФ) предусматривает возможность обращения ответчика в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного постановления, при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом были правильно применены нормы материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного  суда г.Ульяновска от 23 декабря 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: