Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 07.04.2015, опубликован на сайте 23.04.2015 под номером 51394, 2-я гражданская, о включении периодов нахождения в декретном отпуске, на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения льготной пенсии, обязании произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Манютина Т.А.                                                                         Дело № 33-1341/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  07 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 января 2015 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования Семашко Л*** Н*** к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области - удовлетворить.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области назначить Семашко Л*** Н*** досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа с 13 мая 2008 года.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области произвести Семашко Л*** Н*** перерасчет размера трудовой пенсии за период с 13 мая 2008 года по 08.11.2010 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Семашко Л.Н. обратилась в суд с уточненными в ходе судебного разбирательства исковыми требованиями к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Базарносызганском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсию по старости с 13 мая 2008 года и перерасчете пенсии с 13.05.2008 по 08.11.2010.

В обоснование иска указала, что с 08.11.2010 она является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на льготных условиях как работнику, осуществляющему лечебную деятельность в сельской местности. Однако считала, что льготная пенсия ей должна была быть назначена с 13 мая 2008 года, так как отдел Пенсионного фонда в Базарносызганском районе в назначении пенсии с этой даты ей незаконно отказал. При этом ответчиком периоды ее работы в качестве медицинского работника учтены в ее специальный стаж в календарном порядке: периоды ухода за детьми до исполнения ими полутора лет с 27.01.1987 по 18.05.1988 и с 21.05.1992 по 05.10.1992. Период с 06.10.1992 по 01.12.1994 вообще не учтен, кроме того не учтен период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.09.2003 по 11.10.2003. Решение ответчика считала незаконным.

Просила включить в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды работы:

- с 09.08.1985 по 06.01.1986 в должности врача-педиатра И***

- периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с 27.01.1987 по 18.05.1988 и с 21.05.1992 по 01.12.1994;

- период прохождения на курсах повышения квалификации с 22.09.2003 по 11.10.2003 в календарном исчислении и обязать отдел Пенсионного фонда назначить ей пенсию с 13 мая 2008 года (с даты обращения) и произвести перерасчет пенсии с 13 мая 2008 года по 08 ноября 2010 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований Семашко Л.Н. отказать. При этом указывает, что 13.05.2008 истицей было подано заявление в отдел Пенсионного фонда РФ о проведении конвертации пенсионных прав с учетом специального стажа. 08.07.2008 ОПФ направлено в адрес Семашко Л.Н. письмо № *** в котором были даны разъяснения, какие периоды подлежат включению в специальный стаж и произведен подсчет специального стажа. Заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 13.05.2008 Семашко Л.Н. в пенсионный орган не подавалось. Считает, что суд необоснованно обязал ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии за период с 13.05.2008 по 08.11.2010.

По мнению автора жалобы, период работы истицы с 09.08.1985 по 06.01.1985 не может быть включен в стаж в льготном исчислении, поскольку основан на свидетельских показаниях и карточке-справке, которая не содержит сведений о характере работы в спорный период. Кроме того, не могут быть включены в специальный стаж истицы периоды с 27.11.1987 по 18.05.1988 и с 21.05.1992 по 30.11.1993, поскольку льготное исчисление периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком действующим законодательством не предусмотрено.

В возражении на апелляционную жалобу Семашко Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что 13 мая 2008 года Семашко Л.Н. обратилась в отдел Пенсионного фонда РФ  в Базарносызганском районе с заявлением о назначении пенсии, представив копию трудовой книжки и иные документы, необходимые для назначения пенсии.

В ответе на указанное заявление от 08.07.2008 №***  ОПФ России в Базарносызганском районе определил по состоянию на 13.05.2008 общий трудовой стаж Семашко Л.Н. 23 года 24 дня, стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья в сельской местности 22 года 6 месяцев 15 дней.

При этом в специальный стаж, признанный равным 22 годам 06 месяцам 15 дням, не включены периоды работы истицы в должности врача-педиатра Б***  с 22.09.2003 по 11.10.2003 (период нахождения на курсах повышения квалификации). Периоды ухода за детьми до 1,5 лет с 27.01.1987 по 18.05.1988 и с 21.05.1992 по 05.10.1992 зачтены в календарном порядке.

08.11.2010 Семашко Л.Н. назначена трудовая пенсия по старости в связи с  осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Оспаривая отказ в назначении пенсии с 13.05.2008, истица обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Семашко Л.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Законодатель в целях определения конкретного круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, в пункте 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрел норму, согласно которой Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рамках реализации вышеприведенных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны разъяснения о порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении споров о назначении пенсий.

В частности, в пункте 11 названного Постановления указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона РФ № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Спорные периоды работы истицы относились к сфере регулирования Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (до 01 ноября 1999 года), так и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Судом установлено, что работа истицы в должности участкового врача-педиатра в Б*** осуществлялась истицей в сельской местности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы факт работы истицы в период с 09.08.1985 по 06.01.1986 врачом-педиатром в Б*** подтвержден карточкой-справкой за 1985 год, актом проверки достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица от 26.05.2008, а также показаниями свидетелей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, обоснованно пришел к выводу о том, что указанный период работы истицы должен быть засчитан в стаж с применением льготного исчисления (как один год и 3 месяца) на основе Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а к периоду работы, начиная с 01 ноября 1999 года по 13 мая 2008 года, надлежит применению календарный порядок исчисления, поскольку отсутствует выполнение истицей работы и в сельской местности (поселке городского типа), и в городе.

Ссылка в жалобе на неверное исчисление судом стажа в период нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком основана на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса РФ ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Поскольку отпуска по уходу за детьми истца имели место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от дата № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), то на данные правоотношения распространяется Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», которым были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исходя из вышеприведенных норм права, районный суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для включения вышеуказанных периодов нахождения истицы в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, имевших место до 06.10.1992 года, в подсчет стажа в льготном исчислении.

Из пункта 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска. Отпуск по беременности и родам действительно следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, так как работающей женщине в этот период выдается листок временной нетрудоспособности, она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с ней в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, с сохранением всех гарантий, в том числе на досрочное назначение пенсии.

Учитывая, что в период, когда Семашко Л.Н. были предоставлены отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, она работала в должности врача-педиатра Б***, который включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, то спорные периоды с 27.01.1987 по 18.05.1988 и с 21.05.1992 по 01.12.1994 подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В этой по состоянию на 13 мая 2008 года (на дату обращения к ответчику) истицей выработана требуемая продолжительность в 25 лет специального (медицинского) стажа, исходя из чего вопреки доводам жалобы судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Семашко Л.Н. о включении спорных периодов в стаж в льготном исчислении  и назначении пенсии с 13.05.2008, перерасчете пенсии за период с 13.05.2008 по 08.11.2010.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи