Судебный акт
Возмещение ущерба ДТП выбоина
Документ от 07.04.2015, опубликован на сайте 21.04.2015 под номером 51363, 2-я гражданская, о взыскании суммы страхового возмещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Анципович Т.В.                                                                    Дело № 33-1301/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            07 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Маслюкова П.А.,

судей  Костюниной Н.В., Бабойдо И.А.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2014 года с учетом определения того же суда от 11.02.2015 об исправлении описки, по которому постановлено:

Исковые требования  Калинина С*** И***  удовлетворить частично.

Взыскать с  ФКУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» в пользу Калинина С*** И*** в счет возмещения  материального ущерба ***, судебные расходы в сумме ***.

В остальной части иска Калинина С*** И*** к ФКУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» отказать.

В удовлетворении исковых требований Калинина С*** И*** к Закрытому акционерному обществу дорожно-строительная механизированная колонна «Сызранская», Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»  о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, отказать.

Взыскать с ФКУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа» в пользу Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» *** руб. в счет расходов по оплате услуг эксперта за составление экспертного заключения.

Взыскать с Калинина С***  И*** в пользу Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» *** руб. в счет расходов по оплате услуг эксперта за составление экспертного заключения.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., пояснения представителя закрытого акционерного общества дорожно-строительная механизированная колонна «Сызранская» Пешковой Т.Ю., возражавшей против доводов апелляционной части в части возложения ответственности на ЗАО ДСПМК «Сызранская», в остальной части поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Докин А.Г., действующий в интересах Калинина С.И., обратился в суд с иском к Областному  государственному  казённому учреждению «Департамент  автомобильных дорог Ульяновской области» Министерства  строительства, жилищно-коммунального  комплекса и транспорта Ульяновской области о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

В обоснование иска указал, что Калинин С.И. является собственником автомашины Renault Scenic государственный регистрационный знак ***. 31.03.2014 в результате наезда на выбоину в дорожном покрытии на *** км. ***м. автодороги С***-У*** его автомобилю были причинены механические повреждения. На месте дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД был составлен акт о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия. Калининым С.И. была проведена независимая экспертиза стоимости восстановительного ремонта поврежденного в результате данного ДТП автомобиля с приглашением представителя ответчика на осмотр, на который сторона ответчика не явилась. Согласно экспертному заключению независимой экспертизы стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет с учетом износа ***, утрата товарной стоимости автомобиля  - ***. С учетом уточненных требований просил суд взыскать с надлежащего ответчика в пользу Калинина С.И. стоимость восстановительного ремонта ТС в размере *** руб., УТС в размере *** руб., расходы по оплате услуг эксперта *** руб,  расходы по оплате услуг представителя *** руб, расходы по составлению искового заявления *** руб.

Суд привлек в качестве соответчиков по делу Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Волга»), ЗАО ДСПМК «Сызранская», и, рассмотрев заявленный спор по существу, постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе ФКУ Упрдор «Волга» просит решение суда отменить, принять новое об отказе истцу в удовлетворении требований с возложением на него расходов по судебной экспертизе. В обоснование жалобы указывает, что ответственность за последствия ДТП, произошедших вследствии неудовлетворительных дорожных условий, должно нести ЗАО ДСПМК «Сызранская», с которым ФКУ Упрдор «Волга» заключило государственный контракт на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе и на автодорогу ***.

Считает, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между полученными в результате ДТП повреждениями автомобиля, имеющимся дефектом покрытия и действиями ответчика, а также факт повреждения автомобиля на проезжей части дороги, находящейся на праве оперативного управления у ответчика. В материалах дела отсутствует надлежащий акт выявленных недостатков в содержании дорог.

Также ссылается на то, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

В структуру федеральных органов исполнительной власти ответчик не входит.

Полагает, что ДТП произошло по вине истца, нарушившего п.10.1 ПДД, и имевшего возможность объехать выбоину. В связи с чем распределение ответственности за ДТП с возложением на ответчика 50% является завышенным и необоснованным. Считает, что судом неправомерно применены положения ГОСТ Р 50597-93, поскольку данный ГОСТ не является нормативно-правовым актом.

Указывает, что судом было оставлено без рассмотрения ходатайство ответчика о направлении дела по подсудности в Ленинский районный суд г.Ч***, что является процессуальным нарушением, являющимся основанием для отмены вынесенного судом решения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Судом установлено, что 31.03.2014г. в *** ч. *** мин. водитель Калинин С.И., управляя автомобилем Renault Scenic государственный регистрационный знак ***, принадлежащим ему на праве собственности, при следовании по автомобильной дороге С***-С***-У*** (учетный номер дороги ***)  на *** км. + *** м. совершил наезд на выбоину в дорожном покрытии, в результате чего транспортное средство получило механические повреждения.

Согласно справке о ДТП от 31.03.2014 в результате ДТП повреждено: защита двигателя, пробит двигатель, повреждено дно автомобиля, повреждено заднее  правое колесо, деформирован задний  правый диск.

Из схемы места ДТП, составленной 31.03.2013 сотрудником ГИБДД в присутствии понятых, акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 31.03.2014, составленным сотрудником ГИБДД в присутствии свидетелей, следует, что на проезжей части указанного участка дороги шириной 7,25 м. имеется выбоина (ширина – 2,3 м., длина – 3 м., глубина – 16 см.).

Согласно заключению эксперта Автономной Некоммерческой Организации «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» № *** от 14.11.2014, с технической точки зрения не исключается образование повреждений указанного автомобиля в результате ДТП, произошедшего 31.03.2014, за исключением шины колеса.

Стоимость восстановительного ремонта данного автомобиля составляет с учетом износа - *** рублей, УТС - *** руб.

Автодорога *** «С***-С***-У***» относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Волга».

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность ответчика по возмещению вреда истцу возникает в соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.

С данным выводом суда апелляционная инстанция согласна.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.

Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.

В пункте 3.1.1 указанного стандарта предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В пункте 3.1.2 стандарта установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Факт наличия повреждения дорожного покрытия, превышающего допустимые параметры, на указанном участке дороги (выбоина шириной 2,3м, длиной 3 м, глубиной 16 см) подтверждается схемой места дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995                   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 1.2 устава федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства» является учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Целью деятельности управления является организация выполнения работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству этих федеральных автомобильных дорог и сооружений на них, включая функции балансодержателя, заказчика, контроля качества и обеспечения финансирования подрядчиков, выполняющих дорожные работы.

В данном случае ФКУ Упрдор «Волга» надлежащим образом не исполнило обязанность по содержанию дорожного покрытия, не обеспечило безопасность дорожного движения, что привело к причинению вреда.

Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ФКУ Упрдор «Волга» своих обязанностей по содержанию дорожного покрытия в соответствии с государственным стандартом, ответчик в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представил.

При таких обстоятельствах районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что ФКУ Упрдор «Волга» является надлежащим ответчиком по делу.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответственность за последствия ДТП, произошедших вследствии неудовлетворительных дорожных условий, должно нести ЗАО ДСПМК «Сызранская», несостоятельна. 

Заключение с ЗАО ДСПМК «Сызранская» государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе и на автодорогу ***, является способом исполнения ФКУ Упрдор «Волга» своих функций по содержанию указанной дороги и не освобождает его от ответственности за нарушение правил их содержания. Ответственность ФКУ Упрдор «Волга» перед истцом по сравнению с ответственностью подрядчика первична. Исследование факта неисполнения подрядчиком условий государственного контракта и возложение на него в связи с этим обязанности по возмещению ущерба не являются предметом настоящего спора.

Как правильно указал суд первой инстанции, при наличии фактов,  подтверждающих ненадлежащее исполнение подрядчиком условий  контракта в рамках ответственности перед  заказчиком,  последний вправе восстановить нарушенные права посредством предъявления регрессных требований к подрядчику.

Истец  участником данных правоотношений не является, в связи с чем положения данного контракта не могут влиять на объем ответственности ФКУ Упрдор «Волга» перед  Калининым С.И.  в связи с причинением ущерба его имуществу в силу ст. 1064 ГК РФ.

Кроме того, ФКУ Упрдор «Волга» имеет контролирующие полномочия по исполнению ЗАО ДСПМК «Сызранская»  обязанностей по содержанию автомобильных дорог (раздел 5 контракта).

Не привлечение ФКУ Упрдор «Волга» к административной ответственности не освобождает последнего от возмещения вреда в порядке, установленном в статье 1064 ГК РФ, поскольку противоправность поведения ответчика и другие обстоятельства, установление которых необходимо для наступления ответственности за причинение вреда, подтверждены материалами дела.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела надлежащего акта выявленных недостатков в содержании дорог, составленного с привлечением сотрудника организации, занимающегося содержанием автомобильной дороги, по сути, сводятся к порядку оформления данного акта, но не опровергают те обстоятельства, которые изложены в самом акте, схеме места ДТП, в связи с чем, подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ДТП произошло по вине истца, нарушившего п.10.1 ПДД, и имевшего возможность объехать выбоину, подлежат отклонению.

Судом первой инстанции указанному обстоятельству дана надлежащая оценка, ущерб взыскан в пользу истца с учетом степени его вины (50%) в данном ДТП, оснований для переоценки указанных обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Довод жалобы о том, что судом неправомерно применены положения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" не может быть принят во внимание, поскольку согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 года N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

ГОСТ Р 50597-93 утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, является национальным стандартом, и применение данного документа осуществляется в обязательном порядке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ходатайство ответчика о направлении дела по подсудности в Ленинский районный суд г.Ч*** было рассмотрено судом первой инстанции.

Определением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 27.11.2014 в удовлетворении данного ходатайства было отказано (***).

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2014 года с учетом определения того же суда от 11.02.2015 об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи