Судебный акт
Компенсация морального вреда, причиненого профессиональны заболеванием
Документ от 14.04.2015, опубликован на сайте 24.04.2015 под номером 51332, 2-я гражданская, о возмещении морального вреда, причиненного здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                          Дело №33-1516/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14 апреля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бибикова С*** В*** – Чигрина В*** В*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 04 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Бибикова С*** В*** удовлетворить частично.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Авиастар-СП» в пользу Бибикова С*** В*** компенсацию морального вреда в размере *** рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме *** рублей.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Авиастар-СП» в доход бюджета МО «г.Ульяновск» государственную пошлину в размере *** рублей.

В остальной части иска Бибикову С*** В***   отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Бибикова С.В., его представителя – Чигрина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бибиков С.В. обратился в суд с иском к закрытому  акционерному обществу  «Авиастар - СП» (далее - ЗАО «Авиастар-СП») о компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием. В обоснование иска указал, что с ***.1994 по ***.1997 работал на УАПК «Авиастар», затем -   ОАО «Авиастар», а с ***.1998 - ЗАО «Авиастар-СП» с*** ***.2014 был уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Его работа  в течении всего периода проходила в условиях воздействия вредных факторов: контакта с ручным виброопасным инструментом, повышенного уровня вибрации, шума, физических нагрузок. В результате им было получено профессиональное заболевание – ***. Впервые данное заболевание выявлено в 2005 году, установлена инвалидность *** группы со степенью утраты профессиональной трудоспособности ***.  После 2005 года он продолжал трудовую деятельность у ответчика в прежней профессии, результатом чего стало появление у него другого профессионального заболевания – ***. С ***.2014 ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере ***. В связи с получением профессионального заболевания ему  были причинены физические и нравственные страдания, в настоящее время он вынужден  пользоваться *** аппаратом, что определенным образом ограничивает его жизнедеятельность. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Бибикова С.В. – Чигрин В.В. не соглашается с решением суда, просит его изменить в части размера денежной компенсации морального вреда, полагая его заниженным. Считает, что при определении размера компенсации морального вреда, судом не в полной мере учтена тяжесть полученных истцом заболеваний, которая привела к инвалидности, а также длительное нарушение ответчиком правил безопасных условий труда в отношении Бибикова С.В., усугубившее состояние его здоровья. 

В возражениях на жалобу и представление ЗАО «Авиастар-СП» просит оставить решение суда от 04.02.2015 без изменений, а апелляционную жалобу представителя Бибикова С.В. – Чигрина В.В. и апелляционное представление прокурора Заволжского района г.Ульяновска – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии ЗАО «Авиастар-СП», извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Бибиков С.В., его представитель – Чигрин В.В.  доводы апелляционной жалобы   поддержали. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Бибиков С.В. с ***.1973 по  ***.1975 работал сл*** в Ташкентском авиационном ПО, с ***.1977  по ***.1994 – с*** в Ташкентском авиационном ПО, с *** 1994 по ***1997  - с*** в АО « Авиастар», с ***.1998 - в ЗАО «Авиастар-СП» с***  цеха № ***, где проработал до ***.2011. а затем был переведен на должность о***.

В 2005 году в Ульяновском областном центре профпатологии истцу впервые было  установлено профессиональное заболевание: ***.

Согласно  акту о случае профессионального заболевания от ***2005  профессиональное заболевание возникло в результате длительного воздействия повышенных уровней шума, а также воздействия сопутствующих факторов – локальной вибрации, физических нагрузок, неудобной вынужденной позы, холодового фактора, химических веществ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

***.2005 Бибикову С.В.  установлена утрата трудоспособности ***  в связи с *** бессрочно, установлена *** группа инвалидности.

В 2009 году в Ульяновском областном центре профпатологии у истца впервые диагностировано другое профессиональное заболевание: ***.

Согласно  акту о случае профессионального заболевания от ***.2009 указанное профессиональное заболевание возникло в результате длительного времени работы с локальной вибрацией,  вредными химическими веществами, шумом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

***2014 Бибикову С.В.  установлена утрата трудоспособности ***  в связи с *** болезнью бессрочно.

В связи с указанными обстоятельствами Бибиков С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для полного удовлетворения требований Бибикова С.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Абзацем 16 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

В силу абзаца 4 части 2 статьи 22  Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случаях возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В ходе судебного разбирательства установлено, что причиной возникших у истца заболеваний является длительная работа в условиях превышения предельно допустимого уровня вибростойкости,  контакта с шумом, то есть в результате не обеспечение работодателем безопасных условий труда сборщика-клепальщика, которые  оценены по классу 3.2 (вредные условия труда). Следовательно, ответчик должен возместить  вред, причиненный здоровью работника.

Разрешая вопрос о размере денежной компенсации в возмещение морального вреда, суд руководствовался положениями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом  фактических обстоятельств, при которых  был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Данные требования законодательства при взыскании компенсации морального вреда судом соблюдены, ее размер определен с учетом периода  работы истца на предприятии ответчика, характера и степени полученных им заболеваний, степени вины работодателя, действий работодателя, а также того обстоятельство, что до трудоустройства на работу к ответчику (до 1998 г.)    Бибиков С.В. в течение более 17-ти лет работал в той же должности, в контакте с шумом и локальной вибрацией на других предприятиях.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы представителя Бибикова С.В. – Чигрина В.В. не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к просьбе о переоценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Заволжского районного суда города Ульяновска от 04 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бибикова С*** В*** – Чигрина В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: