Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 14.04.2015, опубликован на сайте 24.04.2015 под номером 51330, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконными и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Синяев В.И.                                                                                Дело № 33 – 1485/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       14 апреля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Cальникова А.А.

при секретаре Карпове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 января 2015 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области  в интересах Спиридоновой В*** А*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Спиридоновой В*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Спиридонову В*** А*** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах Спиридоновой В.А., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Отделу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением.

В обоснование исковых требований указал, что Спиридонова В*** А***, *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в собственности жилого помещения не имеет.

Мать Спиридновой В.А. – С*** Н*** Н*** умерла *** года, отец – С*** А*** записан в свидетельство о рождении со слов матери.

Решением комиссии Министерства труда и социального развития Ульяновской области по установлению факта невозможности проживания детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, от 22.05.2014  был установлен факт невозможности дальнейшего проживания Спиридоновой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, Н*** район, с. Н***, ул. Н***, д. *** кв.***.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 25.09.2014 Спиридонова В.А. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади и подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Спиридонова В.А. собственником объектов недвижимости не является.

Прокурор, действуя в интересах Спиридоновой В.А., просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Спиридоновой В.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Спиридонову В.А., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, расположенным на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель указал, что Спиридонова В.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «Новомалыклинский район». Не обеспечена жилым помещением по причине отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области жилых помещений. Проводившиеся в 2013-2014 годах торги по приобретению в собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в Новомалыклинском районе были признаны несостоявшимися. При этом  оснований для первоочередного обеспечения Спиридоновой В.А. жилым помещением не имеется, и фактически является незаконным, поскольку в Список детей-сирот включено более 1000 человек, которые также наделены таким правом. 

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Спиридонова В.А., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Спиридновой В.А. – С*** Н*** Н*** умерла *** года, отец – С*** А*** записан в актовой записи со слов матери.

Постановлением главы Новомалыклинского района от 18.02.2003 № *** опекуном Спиридоновой В.А. была назначена Ф***. В последующем распоряжением главы Новомалыклинского района от 14.09.2004 № ***  опекуном истицы назначена С***.

Распоряжением  главы администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от 05.12.2007 № *** Спиридонова В.А. была помещена в государственное образовательное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период с 2011 года по 2013 год истица  обучалась в О***».

Распоряжением главы администрации МО «Новомалыклинский район»  № *** от 05.04.2006 за Спиридоновой В.А. была закреплена  жилая площадь по адресу Ульяновская область Н*** район с.Н*** ул.Н*** д.*** кв.***.

Согласно справке формы 8  указанное жилое помещение является муниципальным, там зарегистрированы и проживают: истица, ее бабушка  Сп***., и дочь  С***., *** года рождения.

Решением  Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 22.05.2014  был установлен факт невозможности проживания Спиридоновой В.А. в занимаемом жилом помещении.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Спиридонова В.А. собственником объектов недвижимости не является.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 25.09.2014 Спиридонова В.А. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади и подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Спиридонова В.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Спиридоновой В.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи