Судебный акт
О взыскании денежных средств
Документ от 03.04.2015, опубликован на сайте 20.04.2015 под номером 51268, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                  Дело № 33 – 1174/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    03 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Нугмановой Л*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 декабря 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   Министерства  экономического развития Ульяновской области   - удовлетворить частично.

Взыскать с Нугмановой Л*** В*** в пользу Министерства  экономического развития Ульяновской области денежные средства в сумме *** руб., а в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме *** руб.

В  остальной части иска -  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства  экономического развития Ульяновской области Серегиной И.С., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство  экономического развития Ульяновской области  обратилось в суд с исковым заявлением к Нугмановой Л.В. о взыскании  денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что 15.12.2010 между Министерством экономики Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем Нугмановой Л.В. был заключен договор о предоставлении целевых бюджетных  ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере *** руб. на финансирование проекта «химчистка транспортных средств, ковров и мягкой мебели».

Министерство перечислило ответчице в соответствии с условиями договора денежные средства в размере  *** руб.

Согласно п. 3.2.3 договора индивидуальный предприниматель Нугманова Л.В. приняла на себя обязательство обеспечить в срок с 01.12.2010 по 01.12.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе, достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных  бизнес-планом, осуществления финансирования проекта за свой счет в размере не менее *** руб. Срок окупаемости проекта составляет 20 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации должно поступить налоговых платежей по состоянию на сентябрь 2012 года в сумме *** руб.

Нугманова Л.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и снялась  с учета в налоговом органе 12.03.2014.

Условия реализации проекта ответчицей не исполнены, что подтверждается сведениями в представленных отчетах о выполнении комплекса мероприятий. В бюджет ответчицей перечислено налоговых платежей в сумме *** руб. По условиям  проекта численность сотрудников, не включая индивидуального предпринимателя, должна была составлять три человека, однако численность была ограничена двумя сотрудниками.

Истец просил взыскать с ответчика денежные средства в сумме *** руб.,  проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.12.2013 по 07.08.2014 в сумме *** руб. *** коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Нугманова Л.В. просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об отказе в иске. Указывает на неисполнение со стороны истца п. 3.1.3 договора, в соответствии с которым Министерство должно было обеспечивать её нормативными, методическими и другими материалами, поступающими в Правительство и касающимися предмета договора. Полагает, что Министерство пытается незаконными  методами получить с неё денежные средства, которые  не были предоставлены на условиях возвратности.  Считает необоснованным вывод истца о том, что уплата налоговых платежей наряду с реализацией бизнес-плана является главным обязательством по договору, и сумма уплаченных налоговых платежей по итогам реализации проекта должна составлять *** руб. Предоставленная субсидия потрачена на цели, предусмотренные договором, обязанность по представлению истцу отчетности она исполняла надлежаще, налоговые обязательства перед налоговым органом выполнены ею в полном объеме, нарушений, влекущих в силу п. 5.5. договора возврат бюджетных средств в безусловном порядке, ею не допущено. Раздел 9 договора содержит условия расторжения договора и обязательства (в связи с расторжением договора) возврата бюджетных средств, однако с требованием о расторжении договора Министерство не обращалось. Указывает, что она прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и снята с регистрационного учета в налоговом органе 12.03.2014 (через 3 года 4 месяца после заключения договора). Полагает, что в ее действиях не имеется нарушения договорных обязательств, требований  налогового и гражданского законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство экономического развития не соглашается с доводами апелляционной жалобы и указывает на то, что критерием предоставления субъекту малого предпринимательства субсидии является эффективность проекта, которым предусмотрено поступление в бюджетную систему налоговых платежей, равных размеру предоставляемой субсидии. Уплата налоговых платежей наряду с реализацией бизнес-плана и уплатой взносов во внебюджетные фонды являются главными обязательствами по договору.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчица и её представитель, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя истца, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).

Согласно ст. 78 БК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из материалов дела усматривается, что в период с 09.11.2010 по 12.03.2014 Нугманова Л.В. была зарегистрирована в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя.

В рамках реализации Закона Ульяновской области от 08.06.2005 № 402-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы», в соответствии с Порядком представления субсидий (грантов) начинающим объектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 № 120-П, между сторонами был заключен договор № *** от 25.12.2010 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта).

Согласно п.п. 2.1, 3.1.1 договора Министерство экономики Ульяновской области приняло обязательство предоставить индивидуальному предпринимателю Нугмановой Л.В. бюджетные средства в форме субсидии в сумме *** руб. на приобретение основных средств, предусмотренных бизнес-планом, в целях возмещения затрат на финансирование проекта «Химчистка транспортных средств, ковров, мягкой мебели».

Истец выполнил свои обязательства по договору, перечислив на расчетный счет ответчицы *** руб.

Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 договора Нугманова Л.В. приняла на себя обязательство использовать субсидию по назначению, обеспечить отдельный учет полученных от Министерства бюджетных средств, обеспечить в срок с 01.12.2010 по 01.12.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств не менее *** руб.

Ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом индивидуальный предприниматель должен представлять Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом (п. 5.3 договора). При этом указано, что отчет представляется до окончания  реализации проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.

В соответствии с п. 10.1 договора он действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств. Отношения по договору прекращаются по исполнении сторонами всех взятых на себя обязательств, о чем составляется акт (п. 10.2).

Нугманова Л.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2014. Ответчица не ведет предусмотренную проектом и договором деятельность, для осуществления которой истцом были предоставлены бюджетные средства в виде гранта.

По условиям бизнес-плана (проекта) ответчица обязалась осуществлять деятельность предприятия по чистке ковровых покрытий, мебели, химчистке чехлов сидений для автомобилей и т.д.; средства регионального бюджета запланировано было задействовать на приобретение необходимого оборудования; период возврата гранта в виде налогов в бюджеты всех уровней запланирован в течение 36 месяцев. Проектом предусмотрено создание 3-х рабочих мест, не включая индивидуального предпринимателя; окупаемость бюджетных средств в течение 20 месяцев; поступление в бюджетную систему РФ *** руб. (взносы в государственные внебюджетные фонды – *** руб., налоговые платежи – *** руб.).

По представленным Нугмановой Л.В. платежным документам ответчицей произведено налоговых платежей на сумму *** руб., во внебюджетные фонды уплачено *** руб. *** коп.

В связи с прекращением деятельности химчистки и деятельности Нугмановой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя выполнение обязательств, предусмотренных договором и проектом, невозможно.

17.07.2014 Министерство экономического развития Ульяновской области направило в адрес Нугмановой Л.В. требование о возврате бюджетных средств, которое ответчицей не исполнено.

В соответствии с п. 8.3 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим объектам малого предпринимательства субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.

Поскольку ответчицей не выполнен установленный договором от 25.12.2010 № *** и  бизнес-планом комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчицы суммы предоставленной субсидии.

Доводы ответчицы в апелляционной жалобе о том, что использование субсидии по целевому назначению и ведение в течение трех лет предпринимательской деятельности освобождает её от возврата предоставленной из бюджета субсидии, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Неисполнение условий договора и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчице был предоставлен грант, в части достижения экономических показателей, создания количества рабочих мест, возврат гранта в виде налогов в бюджеты всех уровней, обоснованно расценено судом как нарушение условий договора и признано в качестве основания для удовлетворения исковых требований Министерства о взыскании с ответчицы суммы субсидии.

Указание в жалобе на отсутствие оснований для взыскания с ответчицы суммы субсидии, поскольку Министерством не предъявлялось требований по п. 9.1 договора о расторжении договора, также является несостоятельным, поскольку направление истцом в адрес ответчицы требования от 17.07.2014 о возврате субсидии в связи с нарушением условий договора свидетельствует об обратном.

Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Принятое по делу решение основано на полной и объективной оценке доказательств по делу, верном применении норм материального и процессуального права и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нугмановой Л*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи