Судебный акт
Ущерю, причиненный в результате ДТП
Документ от 07.04.2015, опубликован на сайте 17.04.2015 под номером 51212, 2-я гражданская, о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                   Дело №33-1308/2015 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 07 апреля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей  Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Карпове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Транснефть-Дружба» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 04 декабря 2014 года (с учетом дополнительного решения того же суда г.Ульяновска от 30.01.2015), по которому постановлено:

 

Исковые требования Хабибуллина К*** Ф*** к открытому акционерному обществу «Магистральные нефтепроводы «Дружба» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с  открытого акционерного общества  «Магистральные нефтепроводы «Дружба» пользу Хабибуллина К*** Ф*** стоимость восстановительного ремонта автомобиля в сумме *** руб., расходы по оценке ущерба в сумме *** руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме *** руб.

В остальной части иска Хабибуллина К*** Ф*** к открытому акционерному обществу «Магистральные нефтепроводы «Дружба» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, в иске к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Правительству Ульяновской области о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Магистральные нефтепроводы «Дружба» в пользу Хабибуллина К*** Ф*** расходы по оплате госпошлины в сумме *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей ОАО «Транснефть-Дружба» - Курилова С.А. и Воронковой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Хабибуллина К.Ф. – Гарифуллина Р.Н., представителя  ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» - Ляминой О.Ю.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хабибуллин К.Ф. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль марки «Ф***», г/н ***, 2008 года выпуска. ***.2013 в 18-10 час. автомобиль под его управлением, двигавшийся по ул. З*** в р.п. Н*** Ульяновской области, неожиданно был смыт в кювет потоком воды, хлынувшим  через автомобильную трассу Урал М-5 (далее- ФАТ Урал М-5). В результате данного дорожно-транспортного происшествия автомобиль был поврежден, ему причинен материальный ущерб. Согласно протоколу осмотра места происшествия, составленному администрацией МО «Н***» Ульяновской области от ***.2013, место ДТП находится в *** м на юг от ФАТ Урал М-5,  земельный участок в зоне ФАТ Урал М-5 был предоставлен ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» под реконструкцию нефтепровода протяженностью 10 км.  Ремонтные работы производились в зоне оврага, который является полынным, во время весеннего паводка заполняется талыми водами, которые пересекают ФАТ Урал М5 через пропускные каналы и доходят до железнодорожной водопропускной трубочки, потом по естественному уклону стекают в реку К*** через ул.З*** р/п Н***. В ходе строительных работ овраг был засыпан, насыпь использовалась строителями как временная дорога, служащая для проезда техники. Засыпав овраг и не предусмотрев водоотводную трубу, получился эффект плотины. В связи с резким повышением температуры воздуха началось обильное снеготаяние, вода, накопившаяся в овраге, размыла данное сооружение и хлынула через ФАТ Урал М-5 в водопропускной канал в сторону переезда под федеральную дорогу, смыв на своем пути его (истца) автомобиль. В соответствии с экспертным заключением от ***.2013 стоимость  восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила *** руб. Поскольку владельцем дороги, по которой он двигался, является ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», просил взыскать с ответчика материальный ущерб, причиненный в результате ДТП, компенсацию морального вреда, судебные расходы.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ульяновской области, ОАО  «Магистральные нефтепроводы «Дружба», в качестве третьих лиц - Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, ОГУП «Ульяновскавтодор», ООО «СМУ №2», ООО «Симбирскавтодор», ООО «Русь»,  ООО «Стройновация», ОАО «Пурпетрубопроводстрой».

***.2014 ОАО  «Магистральные нефтепроводы «Дружба» переименовано в  открытое акционерное общество (ОАО) «Транснефть-Дружба».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Транснефть-Дружба» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что  ОАО «Транснефть-Дружба» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства производства работ в районе ДТП с участием  либо по заданию общества. Наличие контракта на такие работы само по себе не является доказательством вины ОАО «Транснефть-Дружба». В решении суда указано, что ОАО «Транснефть-Дружба» не выполнило контролирующие функции в отношении работ, выполняемых подрядчиком ОАО «Пурпетрубопроводстрой», однако  доказательств причинении вреда действиями именно данного подрядчика не представлено. Напротив, материалами дела подтверждено выполнение строительно-монтажных работ вблизи от места ДТП строительной бригадой ООО «СМУ-2». Доказательства договорных отношения   ОАО «Транснефть-Дружба» и его подрядчика ОАО «Пурпетрубопроводстрой» с ООО «СМУ-2»  в материалах дела отсутствуют, ООО «СМУ-2» подтвердило тот факт, что договоры подряда и субподряда с ОАО «МН «Дружба» не заключало. Суд  положил в основу решения протокол осмотра территории от ***.2013. При этом, не учел, что данный протокол подписан членами комиссии без непосредственно участия их в осмотре. Для выяснения причин ДТП суду следовало назначить экспертизу, чего судом сделано не было. Кроме того, в нарушение требований ГПК РФ, суд привлек для участия в деле ОАО «Пурпетрубопроводстрой» за 4 дня до вынесения решения, что сделало невозможным представить данной организацией возражения относительно рассматриваемого спора, а также принять участие в судебном заседании и воспользоваться своими правами. ОАО «Транснефть-Дружба» также  в разумный срок о времени и месте судебного заседания, в котором разрешался вопрос о назначении авто-технической экспертизы по вопросу размера причиненного истцу ущерба, извещено не было, что нарушило права ответчика на участие в формировании  вопросов и выбор экспертного учреждения.

В дополнениях к апелляционной жалобе ОАО «Транснефть-Дружба» просит отменить дополнительное решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30.01.2015, ссылаясь на отсутствие оснований для взыскания государственной пошлины ,поскольку общество является ненадлежащим ответчиком по иску.

Дело рассмотрено в отсутствии  Хабибуллина К.Ф., извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представителей ОАО «Транснефть-Дружба» - Курилов С.А. и Воронкова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.       В судебном заседании  представитель Хабибуллина К.Ф. – Гарифуллин Р.Н., представитель  ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» - Лямина О.Ю. просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Хабибуллин К.Ф. являлся собственником автомобиля F***, государственный регистрационный знак ***.

***.2013 в 18 час. 10 мин. возле д.*** на ул.З*** в р.п. Н***  Николаевского района Ульяновской области  при движении автомобиля F*** под управлением истца в результате неожиданного подъема уровня водяного потока на проезжей части дороги произошло смещение транспортного средства в кювет.

В результате ДТП автомобиль был поврежден, стоимость восстановительного ремонта, согласно заключению судебной авто-технической экспертизы, составляет  *** руб.

В ходе осмотра территории  в районе ДТП от 03.04.2013, проведенного комиссией в составе представителей администрации МО «Н***» и ООО «СМУ № 2», установлено, что земельный участок на *** км федеральной автомобильной трассы Урал М-5 был предоставлен ***.2012 по договору аренды ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» под реконструкцию нефтепровода протяженностью 10 км по объекту «Техническое перевооружение участка МН «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1». Строительно-монтажные работы проводились в зоне оврага, который является полынным, во время весеннего паводка заполняется талыми водами, которые пересекают ФАТ Урал М5 через пропускные каналы и доходят до железнодорожной водопропускной трубочки, потом по естественному уклону стекают в реку К*** через ул. З*** р/п Н***. В ходе строительных работ овраг был засыпан, насыпь использовалась строителями как временная дорога, служащая для проезда техники. Засыпав овраг и не предусмотрев водоотводную трубу, получился эффект плотины. В связи с резким повышением температуры воздуха началось обильное снеготаяние, вода, накопившаяся в овраге, размыла данное сооружение и хлынула через ФАТ Урал М-5 в водопропускной канал в сторону переезда под федеральную дорогу, смыв на своем пути автомобиль под управлением истца.

С целью возмещения материального ущерба, причиненного повреждением автомобиля, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Хабибуллина К.Ф., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно  п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку факт причинения материального ущерба Хабибуллину К.Ф.  нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспаривался сторонами по делу, суд пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требований истца о возмещении ущерба.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по иску, суд исходил из следующего.

В  *** метрах от автомобильной дороги в районе ДТП расположено линейное сооружение – участок МН «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1» *** км, назначение: сооружение  трубопроводного транспорта, протяженность 40 622 м, адрес (местонахождение) объекта: Н*** район Ульяновской области и К*** район Пензенской области.

Собственником  сооружения является  ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В ноябре  2012 года администрацией МО «Николаевский район» Ульяновской области для ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» были оформлены: акт выбора земельного участка под реконструкцию участка магистрального нефтепровода «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1», *** км» (демонтаж) и акт выбора земельного участка под реконструкцию участка магистрального нефтепровода «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1», *** км» (монтаж).

Иных актов выбора земельных участков в районе ДТП органом местного самоуправления не выдавалось и с иными собственниками не согласовывалось.

***.2010 между ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (Заказчик) и ООО «Стройновация» (Подрядчик) был заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по лоту «Линейная часть» Программы ТПР и КР ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», согласно которому подрядчик выполнял работы по ряду объектов, в том числе ТПР п.1.1.5 «Техническое перевооружение участка МН «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1» *** км».

Работы на указанном участке окончены 30.05.2012.

***.2012 ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (Заказчик) заключил контракт с ОАО «Пурпетрубопроводстрой» (Подрядчик), по которому подрядчик  выполнял  работы по ТПР 1.1.1.8 «Реконструкция участка МН «Куйбышев-Унеча-Мозырь-1» *** км». Срок выполнения работ установлен не позднее ***.2013. 

Учитывая то обстоятельство, что каких-либо недостатков в содержании дороги на месте ДТП не имелось, строительно-монтажные работы в районе автомобильной трассы  Урал М-5 иными юридическими лицами не проводились, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является собственник линейного сооружения, в отношении которого производился ремонт и реконструкция, - ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», на которое возложена контролирующая функция по выполнению задания подрядчиками - ООО «Стройновация» и ОАО «Пурпетрубопроводстрой».

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные ОАО «Транснефть-Дружба»  в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, доводы о том, что ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны. Из материалов дела усматривается, что засыпка оврага была произведена в ходе выполнения строительно-монтажных работ на магистрали, принадлежащей ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба». В указанных работах принимало участие несколько подрядчиков и субподрядчиков, контроль за деятельностью которых должен был осуществляться заказчиком работ и собственником магистрали. Доказательств того, что на выделенном ответчику земельном участке  засыпку оврага самовольно осуществило иное юридическое лицо, суду не представлено. 

Доводы о недопустимости в качестве доказательства протокола осмотра места происшествия  основанием к отмене решения суда не являются, поскольку каких-либо специальных требований к составлению такого рода документов действующее гражданское законодательство  не содержит. При этом указанный документ содержит все необходимые сведения о месте, времени и причинах появления талых вод на проезжей части автодороги, он подписан должностными лицами местной администрации. 

Доводы о необходимости назначения экспертизы для определения причины затопления автомагистрали не могут быть приняты судебной коллегией, так как, в силу ст. 79 ГПК РФ, экспертиза назначается в случае, если требуются специальные познания в той или иной области. В данном случае причина подтопления автомагистрали определена специалистами администрации муниципального образования в области строительства, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел необходимости в назначении экспертизы по делу в этой части.   

Ссылки на несвоевременное извещение судом о времени слушания дела ОАО «Пурпетрубопроводстрой», не могут повлечь отмену решения суда, так как права ответчика в данном случае не затрагиваются.

Доводы о том, что ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» не смогло воспользоваться своими процессуальными правами при назначении судом экспертизы относительно размера причиненного истцу ущерба ввиду несвоевременного извещения о дате рассмотрения дела, основанием к отмене решения суда также не являются, поскольку каких-либо убедительных доводов и доказательств, опровергающих экспертное заключение либо ставящих его под сомнение, ответчиком не представлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Засвияжского районного суда города Ульяновска от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Транснефть-Дружба» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: