Судебный акт
Ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 26.03.2015, опубликован на сайте 14.04.2015 под номером 51111, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                      Дело № 12-64/2015                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                   26 марта 2015 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Буделеев В.Г.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя директора по благоустройству и озеленению Муниципального бюджетного учреждения «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Нагаткина С*** С*** на постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 02.02.2015,

 

УСТАНОВИЛ:

 

29.12.2014 государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении №*** в отношении должностного лица - заместителя директора по благоустройству и озеленению Муниципального бюджетного учреждения «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Нагаткина С*** С*** по ст.8.2 КоАП РФ.

 

В вину Нагаткину С.С. вменено то, что он в период с 06.11.2014 по 29.12.2014 на земельном участке в 3 км 400 м юго-западнее поворота автомобильной дороги с проспекта Нариманова на пос. Дачный, в 3 км восточнее с. Карлинское, в 750 м северо-западнее п. Сельдь Ленинского района г. Ульяновска допустил несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, путем несанкционированного размещения на  земельном  участке, площадью 1549 кв.м,  снега, загрязненного отходами, мусором, сметом с дорог, скверов, площадей и иных территорий г. Ульяновска (в который входит земля).  Выявленный земельный участок (свалка) не огорожен и образован на открытом грунте.

 

Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного суда города Ульяновска вынес постановление, которым признал Нагаткина С.С. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Нагаткин С.С. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что судья при вынесении постановления допустил нарушения процессуального права, поскольку он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Данное обстоятельство лишило его возможности реализации права на надлежащую защиту своих интересов.   Кроме того, судья допустил нарушения норм материального права, так как законодательство об отходах производства и потребления  не относит к таковым снег в зимний период времени. Отбор проб снега произведен в отсутствие представителя МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска». В связи с этим результаты биотестирования не позволяют точно определить какой снег и откуда он был взят на экспертизу.  

 

В возражениях на жалобу руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Каплин А.Е. полагал постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 февраля 2015 года законным и не подлежащим отмене.

 

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения Нагаткина С.С. и его защитника Романову М.Е., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

Из материалов дела следует, что о времени и месте рассмотрения дела Нагаткин С.С. извещался Ленинским районным судом г.Ульяновска путем направления заказного почтового отправления разряда "Судебное" по месту регистрации и фактического проживания Нагаткина С.С. по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, д.***, кв.***.

В соответствии с Приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343 (приложение N 1) введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное". В силу пп. 3.4 - 3.6 при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями после доставки извещений неврученные адресатам заказные письма разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

Из материалов дела следует, что данные требования доставки почтовых отправлений разряда "Судебное" соблюдены.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, судья районного суда обоснованно приступил к рассмотрению дела в отсутствие Нагаткина С.С., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

 

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

Привлекая должностное лицо – заместителя директора МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Нагаткина С.С. к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами и опасными веществами, судья районного суда установил, что в результате  действий  Нагаткина С.С. 3 и 5 ноября 2014 на не огороженном и образованном на открытом грунте земельном участке, расположенном в 3 км 400 м юго-западнее поворота автомобильной дороги с проспекта Нариманова на пос. Дачный, в 3 км восточнее с. Карлинское, в 750 м северо-западнее п. Сельдь Ленинского района г. Ульяновска, допущено накопление и иное противозаконное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде несанкционированного размещения снега с землей, загрязненного отходами, мусором, сметом с дорог, скверов, площадей и иных территорий.

 

Данные обстоятельства установлены в рамках административного расследования, возбужденного, осуществленного должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, с соблюдением норм законодательства об административных правонарушениях, с привлечением специалистов филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО».

Всем представленным доказательствам, подтверждающим факт допущения должностным лицом несанкционированного размещения загрязненного снега на вышеуказанном земельном участке, судья районного суда дал надлежащую правовую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой основания отсутствуют.

Само обстоятельство вывоза снега в указанные дни на рассматриваемый земельный участок не оспаривалось при настоящем рассмотрении жалобы Нагаткиным С.С., который согласно приказу директора МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска» Моргунова Г.А. от 22.10.2012 № ***, являясь заместителем директора по благоустройству и озеленению, действуя в рамках должностных полномочий, распорядился вывезти снежную массу, собранную с территории площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина Муниципального образования «город Ульяновск», на земельный участок (полигон ТБО в 2,5 км западнее старого поста ГАИ), на который разрешение на складирование снега Постановлением Главы города Ульяновска от 31.03.2014 № 1349 отменено путем признания утратившим силу постановления Главы города Ульяновска от 16.05.2012 № 2212 «Об определении мест складирования снега».

 

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 

Из материалов дела следует, что во исполнение указания Нагаткина С.С., в указанные дни, водитель С*** Н.Г., на закрепленном за ним автомобиле КАМАЗ 45143 12-15, регистрационный знак ***, вывез с территории площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина МО «город Ульяновск» 150 куб.м снежной массы, которая согласно протоколу результатов биотестирования филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 27.11.2014 № ***, загрязнена отходами и мусором и относятся к IV классу опасности.

 

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны  быть  безопасными  для  окружающей  среды  и  регулироваться  законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 данного Федерального закона установлен запрет сброса отходов производства и потребления на почву.

В соответствии со ст. 1  Федерального  закона  от 24.06.1998    89-ФЗ   "Об  отходах  производства и потребления" объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение,    предназначенное    для    размещения    отходов    (полигон,    шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Частью 7 статьи 12 данного Федерального закона установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст.   22   Федерального   закона   от   30.03.1999      52-ФЗ   «О   санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения»,  отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Пунктом 2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ  15.07.1994, установлено, что не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов.

Во исполнение вышеуказанных нормативно - правовых актов, Постановлениями Главы города Ульяновска от 15.04.2008 № 2704 «Об утверждении Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территорий муниципального образования «город Ульяновск» и от 24.04.2008 №   2951   «О   правилах   благоустройства   территории   муниципального   образования   «город  Ульяновск» установлены места складирования снега, вывозимого с территории МО «город Ульяновск», - на полигонах твердых бытовых отходов: в с. Баратаевка Засвияжского района г. Ульяновска; у пос. Красный Яр Чердаклинского района Ульяновской области и в с. Большие Ключищи Железнодорожного района г. Ульяновска.

 

При вышеустановленных обстоятельствах прихожу к выводу, что привлекая Нагаткина С.С. к административной ответственности, судья районного суда сделал обоснованный вывод о доказанности ненадлежащего осуществления указанным должностным лицом хозяйственной деятельности в области обращения с отходами.

 

Оценивая доводы Нагаткина С.С. относительно того, что снег, в соответствии с со ст.1 Федерального  закона  от 24.06.1998    89-ФЗ   "Об  отходах  производства и потребления" в зимний период не относится к отходам производства и потребления,  поскольку является природным явлением, прихожу к выводу о том, что данные доводы не основаны на нормах законодательства об отходах производства и потребления и не соответствуют материалам дела.

По делу установлено, что снежная масса, вывозимая с территории города, в том числе с площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, является загрязненной сметом, включая отходы, мусор и землю, и относится к определенному классу опасности.

Именно зная об этом, орган местного самоуправления, своими актами определил места складирования дорожного смета и снега, согласно которым дорожный смет, образующийся при уборке городской территории, подлежит размещению на полигоне ТБО, либо использованию при рекультивации выработанных карьеров (при наличии утвержденного проекта рекультивации), а снег, удаляемый в установленном порядке с территории города, подлежит обработке в снегоплавильных установках или камерах хозбытовой канализации либо размещению на специально оборудованных площадках (п.п.2.9, 2.13 Постановления Главы города Ульяновска от 15.04.2008 № 2704 «Об утверждении Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территорий муниципального образования «город Ульяновск»).

 

Однако Нагаткин С.С., обязанный в силу занимаемой должности знать и соблюдать вышеуказанные нормативные положения, допустив их несоблюдение, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Разрешая вопрос о размере административного наказания, судья районного суда учел требования ст. ст. 4.1 – 4.3 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и назначил его в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

 

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, не истек.

 

Нарушений норм законодательства об административных правонарушениях, влекущих отмену рассматриваемого постановления, по делу не допущено.

 

Иные доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, и  его защитника, при настоящем рассмотрении дела, исходя из диспозиции ст.8.2 КоАП РФ и обстоятельств правонарушения, правового значения не имеют.

 

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, а жалобу заместителя директора по благоустройству и озеленению Муниципального бюджетного учреждения «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» Нагаткина С*** С*** – без удовлетворения.

 

Судья