Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 24.03.2015, опубликован на сайте 08.04.2015 под номером 51043, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                                       Дело №33-1146/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   24 марта 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах  Наймушина Р*** Е*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Наймушина Р*** Е*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта Ульяновской   области   обеспечить Наймушина Р*** Е*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании   «город ***» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Наймушина Р*** Е*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Наймушина Р.Е., прокурора Колгановой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах Наймушина Р.Е., *** года рождения, обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Наймушин Р.Е., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать истца - Н*** Ю.Л.  умерла *** 2008 года. Постановлением и.о. Главы города от 10 октября 2008 года № *** «Об установлении опеки над несовершеннолетним Наймушиным Р.Е.» опекуном Наймушина Р.Е. назначен С*** Е.Л. Жилое помещение за Наймушиным Р.Е. не закреплялось. На основании постановления Главы администрации г. Димитровграда от 03 февраля 2009 года № *** «Об установлении опеки над несовершеннолетним Наймушиным Р.Е.» опекуном Наймушина Р.Е. до его совершеннолетия являлся С*** Е.Л.; этим же постановлением Наймушин Р.Е. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилой площади, поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения. В настоящее время Наймушин Р.Е. вынужден проживать без регистрации в съемном жилом помещении по адресу: г. Димитровград, ул.Ч***, д. ***, кв. ***; в собственности жилья не имеет. Наймушин Р.Е.  включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, 18 апреля 2013 года, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил в судебном порядке признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда по своевременному обеспечению Наймушина Р.Е.  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области и отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда обеспечить Наймушина Р.Е. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. *** Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Наймушин Р.Е. включен в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в г.***, не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации города Димитровграда, представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Наймушин Р.Е., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Одинокая мать истца – Н*** Ю.Л. умерла *** 2008 года.

Постановлением и.о. главы города Димитровграда Ульяновской области от 10 октября 2008 года *** над несовершеннолетним Наймушиным Р.Е. была установлена опека.

Постановлением главы администрации города Димитровграда Ульяновской области от 03 февраля 2009 года несовершеннолетний Наймушин Р.Е. был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилой площади, и поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Наймушин Р.Е. собственником объектов недвижимости не является. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма, а равно членом семьи нанимателя Наймушин Р.Е. также не является.

18 апреля 2013 года Наймушин Р.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Наймушин Р.Е. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Наймушина Р.Е., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи