Судебный акт
Предоставление мер социальной поддержки
Документ от 24.03.2015, опубликован на сайте 30.03.2015 под номером 50958, 2-я гражданская, об обязании предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Балуков А.Н.                                                                     Дело №33-1198/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 марта 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. , Фоминой В.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновского района от 15 января 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Карсеевой В*** А*** удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие  администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдела образования  администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области в части непредставления Карсеевой В*** А*** меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере *** рублей.

Взыскать солидарно с администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдела образования  администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области в пользу Карсеевой В*** А***  задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с ***.2013 по ***.2014 в размере  5700 рублей за счёт средств бюджета муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области к муниципальному казённому  дошкольному образовательному учреждению (МКДОУ) Троицко-Сунгурский детский сад отказать.

Взыскать с Отдела образования  администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя Отдела образовании администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области – Субаевой Г.И., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части солидарной ответственности отдела образования администрации муниципального образования, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Карсеевой В.А. с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному казённому  дошкольному образовательному учреждению (далее - МКДОУ) Троицко-Сунгурский детский сад Новоспасского района Ульяновской области, о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по оплате услуг освещения и отопления.

В обоснование иска указал, что ответчики не предоставляют медицинской сестре МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад Карсеевой В.А., проживающей и работающей в сельской местности, меры социальной поддержки в виде денежных выплат на возмещение расходов за содержание занимаемого жилого помещения и оплату услуг по освещению и отоплению в сумме *** руб. ежемесячно, предусмотренных решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» от 19.02.2008. Задолженность за период с ***2013 по *** 2014  составляет *** руб.

Согласно п. 2  указанного решения Совета депутатов расходы на оказание мер социальной поддержки возмещаются за счет средств, предусматриваемых в районном бюджете Новоспасского района на очередной финансовый год по 262 статье бюджетной классификации РФ. Однако за период с ***.2013 по ***2014 администрация МО «Новоспасский район» перечисление денежных средств в МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад на указанные цели не производила, в связи с чем  перед Карсеевой В.А. образовалась задолженность.

Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад Новоспасского района Ульяновской области, выразившееся в непредставлении Карсеевой В.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере *** руб.; возложить на ответчиков обязанность выплатить истице задолженность в размере *** руб.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел образования администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена солидарная обязанность администрации МО по предоставлению мер социальной поддержки. В соответствии с решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области №37/402 от 19.02.2008 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» лицом, которое должно производить указанные выплаты,  является работодатель, то есть МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад. При недостаточности денежных средств у работодателя субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. При этом, исходя из положений ст.399 ГК РФ собственник имущества детского сада не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд иска к основному должнику, в виду чего суд незаконно удовлетворил исковые требования в отношении администрации муниципального образования. Кроме того, суд не учел, что организация исполнения бюджета МО «Новоспасский район» возложена на финансовый орган, а главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на социальную поддержку специалистов села, является отдел образования муниципального образования. Таким образом, администрация МО «Новоспасский район» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, суд не учел, что в период с ***.2012 по ***.2014 истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, то есть к числу работающих специалистов не относилась, в связи с чем права на социальную поддержку не имела. С учетом указанного периода сумма задолженности перед истицей составляет *** руб.

В возражениях на жалобу прокурор Новоспасского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу администрации МО «Новоспасский район» - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области, Карсеевой В.А., муниципального казённого  дошкольного образовательного учреждения  Троицко-Сунгурский детский сад Новоспасского района Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Отдела образовании администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области – Субаева Г.И.  возражала против доводов жалобы относительно того, что администрация муниципального образования не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку денежные средства на выплату истице мер социальной поддержки из бюджета (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области ни в отдел образования,  ни в детский сад не поступали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  полагает решение суда подлежащим изменению в силу неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что Карсеева В.А. с ***.2010 года и по настоящее время работает с*** в МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад Новоспасского района Ульяновской области.

Решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 19.02.2008 № 37/402 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» предоставлены меры социальной поддержки специалистам районных учреждений культуры, здравоохранения, образования (медсестрам, работающим в школах, детсадах, школьным библиотекарям), работающих и проживающих в сельской местности и рабочем поселке, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей на возмещение расходов за содержание занимаемой общей площади жилых помещений и оплату услуг по освещению и отоплению, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления – на приобретение и доставку твердого топлива.

Выплата мер социальной поддержки осуществляется по основному месту работы одновременно с заработной платой.

В соответствии с п. 2 данного Решения Совета депутатов, расходы на оказание мер социальной поддержки, возмещаются за счёт средств, предусматриваемых в районном бюджете Новоспасского района на очередной финансовый год по 262 статье бюджетной классификации Российской Федерации.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистам районных учреждений культуры, здравоохранения, образования производится соответствующими районными учреждениями и предусматривается в их смете расходов на текущий год.

Карсеева В.А. относится к числу лиц, имеющих право на предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки, однако в период с *** 2013 года по *** 2014 года указанные выплаты она не получала, задолженность составила *** руб., в связи с чем прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора Новоспасского района Ульяновской области, в интересах Карсеевой В.А., не установлено. Однако неверно установил надлежащего ответчика по иску.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации  отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих  бюджетов.

В силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 19.02.2008 №37/402 предусмотрены меры социальной поддержки специалистам сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг, определен порядок их финансирования – за счет бюджета муниципального образования.

Согласно ст. 43 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области администрация Новоспасского района, в том числе, разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета депутатов Новоспасского района проект бюджета Новоспасского района и  исполняет бюджет Новоспасского района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области пояснял, что финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных решением Совета депутатов муниципального образования от 19.02.2008, с апреля 2013 года производится не в полном объеме.

При таких обстоятельствах взыскание судом образовавшейся перед Карсеевой  В.А. задолженности по выплатам в солидарном порядке с администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области и отдела образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, являющегося главным распорядителем денежных средств, направляемых  на финансирование дошкольных учреждений, не может быть признано правильным.

В силу п.1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности, при неделимости предмета обязательства.

В данном случае администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области, на которую возложена обязанность по формированию и исполнению бюджета муниципального образования, доказательств того, что денежные средства на выплату мер социальной поддержки Карсеевой В.А. в спорный период, были перечислены в адрес отдела образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, не представила.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению, а ответственность по погашению  задолженности  - возложению на администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области. Оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности Отдела образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, а также МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад Новоспасского района, не имеющих собственных доходов и выполняющих свои обязательства перед работниками – специалистами образовательного учреждения за счет средств бюджета муниципального образования, не имеется. 

В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы администрации МО «Новоспасский район» о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными, поскольку не основаны на вышеуказанных нормах материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что взыскание задолженности перед Карсеевой В.А. может быть произведено только с финансового органа муниципального образования, который к участию в деле не привлекался, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку задолженность взыскана за счет средств бюджета  МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

Доводы жалобы о том, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Карсеева В.А. не имела права на получение на получение оспариваемых мер социальной поддержки, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. В частности, суд правильно указал, что при предоставлении отпуска по уходу за ребенком трудовые отношения работодателя с матерью ребенка не прекращаются, в силу чего она относится к числу работающих лиц и за ней сохраняются права, предоставленные муниципальным образованием.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Новоспасского районного суда Ульяновского района от 15 января 2015 года изменить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области в части непредставления Карсеевой В*** А*** мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере *** рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области в пользу Карсеевой В*** А***  задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с ***2013 по ***2014 в размере  *** рублей за счёт средств бюджета муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области к муниципальному казённому  дошкольному образовательному учреждению (МКДОУ) Троицко-Сунгурский детский сад, отделу образования  администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: