Судебный акт
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 17.03.2015, опубликован на сайте 27.03.2015 под номером 50906, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Шакурова Н.К.                                                                   Дело № 33- 1010/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              17 марта 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Фоминой В.А.,

при секретаре Моисеевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фазуллина  А*** К*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Фазуллина А*** К*** к Управлению Пенсионного фонда  Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области  о назначении досрочной трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Фазуллина А.К., его представителя – адвоката Статениной Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фазуллин А.К. обратился  в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда  Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области  о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что 05 сентября 2014 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в чем ему было отказано. При этом в специальный стаж работы не был включен период его работы с 24 мая 2005 года по 05 сентября 2014 года в должности *** территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе. С данным решением он не согласен. В результате реорганизации ГУ Центр Госсанэпиднадзора в Карсунском районе Ульяновской области с 24 мая 2005 года он был принят в порядке перевода на должность *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и с 01 сентября 2005 года был утвержден в должности *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе, где продолжает работать по сегодняшний день. В результате перевода его должностные обязанности не изменились, поскольку фактически и после реорганизации учреждения отдел занимается деятельностью по эпидемиологическому и санитарному надзору. Кроме того, для работы в отделе также необходимо наличие высшего медицинского образования по специальности санитарии или эпидемиологии. В его функциональные обязанности входят контроль за проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора (противоэпидемические мероприятия по предотвращению острых кишечных инфекций), микробиологические исследования продуктов детского питания, контроль за обеспечением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и оказать негативное воздействие на здоровье населения и на среду обитания. В связи с этим считает, что период его работы в должности *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области с 24 мая 2005 года по 05 сентября 2014 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Просил признать решение ответчика  № *** от 27 октября 2014 года в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 24 мая 2005 года по 05 сентября 2014 года в качестве начальника Территориального отдела  Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным и отменить; обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды работы; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 05 сентября 2014 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Фазуллин А.К. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, недостаточном исследовании представленных доказательств. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает несоответствующим действительности вывод суда об отсутствии связи его настоящей трудовой деятельности с врачебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. По мнению автора жалобы, со своей стороны он представил достаточно доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства и его доводы. Факт выполнения работы по санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения подтверждается актами о случаях профессионального заболевания, положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Карсунского района, должностным регламентом, уставом государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карсунском районе Ульяновской области». Кроме того, анализируя нормы Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, положения должностного регламента, полагает, что контрольно-надзорная деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не исключает осуществления врачебной и иной деятельности. Автор жалобы полагает, что в связи с изменением наименования учреждения и должности его должностные обязанности не изменились, тем самым, оспариваемый период работы подлежит зачету в специальный стаж, поскольку предыдущие периоды работы в этом же учреждении под другим названием были в стаж засчитаны.

В возражениях на жалобу Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 данной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, таким правом пользуются врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фазуллин А.К. в *** году окончил *** государственный медицинский институт по специальности *** ему присвоена квалификация ***.

В период с 24 октября 1988 года истец занимал должность ***, с 07 февраля 1989 года по 23 мая 2005 года – ***

24 мая 2005 года Фазуллин А.К. назначен на должность *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в порядке перевода из ГУ ЦГСЭН в Карсунском районе Ульяновской области.

01 сентября 2005 года истец был утвержден в должности *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора в Карсунском районе.

01 января 2007 года Фазуллину А.К. присвоен первый классный чин государственной гражданской службы – ***, а 01 ноября 2013 года – ***.

Согласно разделу I должностного регламента истца должность *** отдела Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Карсунском районе является должностью федеральной государственной гражданской службы.

05 сентября 2014 года Фазуллин А.К. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии старости по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по подп. 20 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

При этом в специальный стаж Фазуллина А.К. не были включены периоды работы с 24 мая 2005 года по 05 сентября 2014 года в должности *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Не согласившись с принятым решением Фазуллин А.К. обратился в суд, ссылаясь на то, что характер, специфика, условия осуществляемой им работы в должности *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора в Карсунском районе, цели, задачи и функции указанного органа соответствуют лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи чем спорный период работы подлежит включению в специальный стаж.

Между тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не отнесена к числу учреждений здравоохранения, работа в которых включается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не относится к учреждениям здравоохранения, работа в данном органе не засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Фазуллин А.К., занимая должность *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе, является федеральным государственным гражданским служащим, имеющим иные условия пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы с 24 мая 2005 года по 05 сентября 2014 года в качестве *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе является обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы Фазуллина А.К. о том, что выполнение им функций, условий и характера работы в качестве *** Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека тождественны функциям, условиям и характеру его работы в периоды работы в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является вновь созданной федеральной службой, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, работники которой являются государственными служащими. Лицензии на осуществление медицинской деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеет.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года № 23-р Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 января 2005 года был издан приказ № 5 «О проведении реорганизации центров госсанэпиднадзора», согласно которому в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, были созданы 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, путем реорганизации в форме слияния 2218 федеральных государственных учреждений – центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в Ульяновской области было создано и действует до настоящего времени федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

Согласно Положению о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, которое было утверждено при создании службы приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 февраля 2005 года и действовало до 18 августа 2006 года, Управление является юридическим лицом, возникшим в результате реорганизации в форме слияния территориального управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли по Ульяновской области и является их правопреемником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, после реорганизации в 2005 году Центра санэпиднадзора Фазуллин А.К. был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - *** Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе, а не продолжил деятельность в системе здравоохранения -  во вновь созданном федеральном государственном учреждении здравоохранения -«Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

Ссылка истца в жалобе на то, что решение суда лишает его гарантий социальной защиты, а также нарушает права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, также несостоятельны.

Действительно, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как правильно указал суд первой инстанции, установление для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции истца и предметом судебной проверки, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фазуллина  А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи