Судебный акт
Апелляционное определение об оставлении решения без изменения
Документ от 19.03.2015, опубликован на сайте 07.04.2015 под номером 50884, 2-я гражданская, о признании незаконным решения конкурсной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                                   Дело № 33 – 1213 / 2015 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           19 марта 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Логинова Д.А.,

судей Буделеева В.Г., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горина В*** С*** на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 16 января 2015 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать решение конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» от 11 июля 2013 года в части включения Горина В*** С*** участником Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» незаконным.

Признать включение Горина В*** С*** в сводный реестр победителей Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» незаконным.

Взыскать с Горина В*** С*** денежные средства в размере *** рублей в доход Ульяновской области, в размере *** рублей в доход Российской Федерации.

Взыскать с Горина В*** С*** в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рубля *** копеек.

 

Заслушав доклад судьи Буделеева В.Г. по делу, объяснения ответчика  Горина В.С. и его представителя Лачугина В.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области с иском к Горину В.С., Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании части решения конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» от 11.07.2013 незаконным, признании незаконным включения в сводный реестр победителей ведомственной целевой программы Горина В.С., взыскании незаконно полученных в качестве субсидии сумм на возмещение затрат на поддержку начинающих фермеров.

В обоснование исковых требований указал, что на основании протокола заседания конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» от 11.07.2013 Горин В.С. признан участником Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года», включен в сводный реестр победителей Программы; из бюджета Горину B.C. предоставлен грант в размере *** рублей.

В ходе проведения проверки исполнения законодательства при выделении в 2013 году Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области субсидий сельхозпроизводителям, прокуратурой Майнского района Ульяновской области установлено, что грант в рамках реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» получен Гориным B.C. в 2013 году в отсутствие достаточных оснований.

Горин B.C. не имеет среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, не проходил курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, личное подсобное хозяйство в течение не менее трех лет не вел.

Ссылаясь на ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступая в защиту интересов Российской Федерации и Ульяновской области, прокурор Майнского района Ульяновской области просил иск удовлетворить.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Горин В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что основным доводом исковых требований прокурора было отсутствие у него необходимого трудового стажа в сельском хозяйстве, представленная трудовая книжка оформлена с нарушениями и не соответствует действительности.

Однако трудовую книжку он на рассмотрение конкурсной комиссии не представлял, что было установлено в судебном заседании.

Он представлял справку МКУ «Административно-хозяйственное управление» от 07.05.2013 №***, согласно которой он действительно занимался личным подсобным хозяйством с 2010 года по 2013 год. Основание – похозяйственная книга №***, лицевой счёт №***. Помощником прокурора данный документ не оспаривался.

При этом в соответствии с п.5 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку начинающих фермеров, для участия конкурсном отборе проектов по созданию и развитию КФХ он имел право выбора на представление одного из следующих документов: копии документа о полученном среднем специальном или высшем сельскохозяйственном образовании или об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, либо копии трудовой книжки о наличии трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трёх лет, либо выписки из похозяйственной книги, подтверждающей, что заявитель осуществляет ведение личного подсобного хозяйства в течении не менее трёх лет, либо копии иных документов, подтверждающих наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трёх лет.

Считает ошибочным вывод суда, что как на момент выдачи справки о ведении личного подсобного хозяйства, так и на момент принятия решения конкурсной комиссией о включении его в участники программы поддержки начинающих фермеров не прошло трёх лет с момента возникновения у него права на ведение личного подсобного хозяйства. Обращает внимание суда, что представитель Министерства сельского хозяйства Ульяновской области Фомин A.C. исковые требования прокурора не признал и пояснил в судебном заседании, что данный факт конкурсной комиссией исследовался. По данным похозяйственной книги №*** он  являлся членом личного подсобного хозяйства своего отца - Г*** С.А.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" Правительством Ульяновской области 09.07.2012 издано Постановление № 336-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку начинающих фермеров" (далее Порядок).

В соответствии с п.3 Порядка, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя необходимым условиям, устанавливается субъектом Российской Федерации. Конкурсный отбор проектов по созданию и развитию КФХ проводится конкурсной комиссией, создаваемой Министерством сельского хозяйства Ульяновской области.

 

Согласно п.5 Порядка претендент на участие в конкурсе обязан представить один из следующих документов: копию документа о полученном среднем специальном или высшем сельскохозяйственном образовании или об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности либо копию трудовой книжки о наличии трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, либо выписку из похозяйственной книги, подтверждающей, что заявитель осуществляет ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, либо копии иных документов, подтверждающих наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет.

 

Из материалов дела следует, что 14.06.2013 в конкурсную комиссию по отбору участников Ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» с заявкой на участие в конкурсном отборе обратился глава вновь созданного 07.03.2013 крестьянско-фермерского хозяйства Горин В.С.

Вместе с документами, необходимыми для участия в отборе, Горин В.С. представил справку, выданную муниципальным казенным учреждением «Административно-хозяйственное управление» от 7 мая 2013 года № ***, о том, что он с 2010 года по 2013 год занимался личным подсобным хозяйством.

 

С учетом данной справки, 11 июля 2013 года на заседании конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» Горин В.С. признан участником Ведомственной целевой программы и включен в сводный реестр победителей реализации данной программы.

Платежными поручениями № *** от 24 сентября 2013 года на сумму *** рублей и №*** от 26 ноября 2013 года на сумму *** рублей Горину В.С. перечислена субсидия на возмещение затрат на поддержку начинающих фермеров в общем размере *** рублей.

 

Принимая решение об удовлетворении иска прокурора Майнского района Ульяновской области о признании части решения конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» от 11.07.2013 незаконным, признании незаконным включения в сводный реестр победителей ведомственной целевой программы Горина В.С. и взыскании незаконно полученных им в качестве субсидии сумм на возмещение затрат на поддержку начинающих фермеров, суд первой инстанции исходил из того, что Горин В.С. не имел трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет и  не осуществлял ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, соответственно, требованиям Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку начинающих фермеров не соответствовал.

 

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку, принимая решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и верно применил нормы материального права, данный вывод суда мотивирован и соответствует собранным по делу доказательствам, в связи с чем оснований для признания его неправильным не имеется.  

 

Из представленных суду доказательств следует, что с 1 сентября 2010 года Горин В.С. обучался на агрономическом факультете ФГБОУ ВПО ***» по очной форме обучения, в силу чего не мог осуществлять ведение личного подсобного хозяйства в смысле, придаваемом данному виду сельскохозяйственной деятельности законодателем, который в качестве основополагающего принципа предоставления начинающим фермерам государственной помощи установил наличие соответствующего специализированного образования в данной отрасли либо наличие трудового стажа в сельском хозяйстве продолжительностью не менее трех лет.

То, что Горин В.С. не осуществлял в течение трех лет на постоянной основе сельскохозяйственную деятельность в виде ведения личного подсобного хозяйства подтверждается также иными материалами дела.

Так, из объяснения, данного Гориным В.С. 30.05.2014 заместителю прокурора Майнского района Б*** Н.В. следует, что ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до получения гранта он не осуществлял.

Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил отец ответчика - Г*** С.А., пояснив,  что его сын Горин В.С. с 2010 года обучается в Ульяновской сельскохозяйственной академии и помогает ему только в свободное от учебы время и свидетель Г*** Т.Н. – ***, пояснившая, что Горин В.С. помогал родителям в личном подсобном хозяйстве в выходные дни и каникулы.

 

В силу п.14 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку начинающих фермеров, в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при предоставлении и использовании грантов, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений грант подлежит возврату в бюджет.

 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании полученных Гориным В.С. на основании решения конкурсной комиссии по реализации Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 года» от 11 июля 2013 года денежных средств в соответствующий бюджет, из которого было произведено финансирование победителей конкурса.

 

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

 

С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 16 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горина В*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи