Судебный акт
О внесении изменений в регистрационные документы
Документ от 03.03.2015, опубликован на сайте 17.03.2015 под номером 50763, 2-я гражданская, о признании незаконным действий начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г.Димитровград) Якунина А.Е., понуждении к внесению изменений в регистрационные документы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                           Дело № 33-886/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             03 марта 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Митрофанова А*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Митрофанова А*** А*** о признании незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Димитровград), понуждении к внесению изменений в регистрационные документы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Митрофанова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Митрофанов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Димитровград), понуждении к внесению изменений в регистрационные документы.

В обоснование требований указал, что является собственником автомобиля ВАЗ 217030, государственный регистрационный знак ***. Кузов автомобиля пришел в негодность, он приобрел новый кузов, и в связи с его установкой возникла необходимость внесения изменений в регистрационные документы, а именно: в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства. МРЭО ГИБДД УМВД России ему было отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в регистрационные документы с указанием на то, что не подлежат регистрации в ГИБДД и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную или уничтоженную маркировку. Считает отказ в совершении регистрационных действий незаконным, поскольку никаких незаконных маркировок на вновь установленном кузове не имеется.

Судом привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица МРЭО ГИБДД ОМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Митрофанов А.А. просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об удовлетворении его требований.

Не соглашается с основаниями отказа в совершении регистрационных действий. Указывает, что новый кузов приобретен им в торгующей организации и имеет все необходимые маркировки, а именно номер кузова и идентификационный номер. Указание в решении на тот факт, что основанием к отказу в удовлетворении жалобы явилось отсутствие свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку данное основание не указано в отказе в совершении регистрационных действий. Кроме того, при прохождении транспортного осмотра дано заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Законодательством не предусмотрен запрет замены кузова автомобиля либо запрет регистрационных действий при замене кузова. Отказ в совершении регистрационных действий считает незаконным и нарушающим его права, поскольку он, как собственник, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащему ему имуществу любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Димитровград) и МРЭО ГИБДД ОМВД России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения заявителя, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного паспорта транспортного средства, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

В силу п. 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, предусмотрены основания, по которым в регистрации транспортного средства может быть отказано.

В соответствии с абз. 5 п. 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.

Указанные несоответствия, в силу положений абз. 5 п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, являются основанием для отказа в предоставлении государственной услуги регистрации автомототранспортных средств.

Пунктом 13 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720, предусмотрено, что каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер (VIN). На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение 30 лет.

Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

Из материалов дела усматривается, что заявитель является собственником автомобиля ВАЗ 217030, государственный регистрационный знак ***, идентификационный номер ***.

В ноябре 2013 года Митрофанов А.А. приобрел в ООО «АМ Компания» кузов для автомобиля ВАЗ 217030, идентификационный номер ***, который установил на автомобиль на станции технического обслуживания. 

22.10.2014 Митрофанов А.А. обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Димитровград) с заявлением о предоставлении государственной услуги - внесении изменений в регистрационные данные автомобиля в связи с заменой кузова.

Уведомлением начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 22.10.2014 в совершении регистрационных действий заявителю было отказано со ссылкой на п. 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, в соответствии с которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную или уничтоженную идентификационную маркировку.

Разъяснено, что «идентификационная маркировка» - это нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на нелегкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков.

Транспортное средство имеет несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия - (VIN).

В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, происходит удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что приводит к невозможности его идентификации.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности отказа МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г. Димитровград) от 22.10.2014 в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с автомашиной ВАЗ 217030, государственный регистрационный знак ***

Из анализа приведенных положений нормативных правовых актов следует, что в случае установления факта изменения (уничтожения) маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией-изготовителем, произошедшего, в том числе, по причине замены номерных агрегатов транспортных средств, регистрационные действия с таким транспортным средством, имеющим уничтоженную идентификационную маркировку, не производятся, в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия отказывается.

Отказывая при установленных по делу обстоятельствах в удовлетворении заявления Митрофанова А.А., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, при этом происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что приводит к невозможности его идентификации, что является достаточным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по совершению в отношении транспортного средства регистрационного действия.

Отказывая в регистрации и выдаче соответствующих документов на спорный автомобиль, имеющий утраченную идентификационную маркировку, должностное лицо МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области действовало в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, а ограничение прав заявителя в данном случае предусмотрено Федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Не влекут отмену принятого по делу решения доводы Митрофанова А.А. о том, что им производились действия по замене номерного агрегата, а не по изменению или уничтожению идентификационной маркировки, и что действующее законодательство, в том числе Административный регламент, не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе кузова. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им в решении дана оценка, с которой следует согласиться.

Довод Митрофанова А.А. в апелляционной жалобе о том, что оспариваемый отказ в совершении регистрационных действий, а также принятое по делу решение суда нарушают его права, препятствуют осуществлению правомочий по владению и пользованию имуществом, является несостоятельным.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Факт владения и пользования транспортным средством на законном основании не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении при установленном факте уничтожения первичной идентификационной маркировки, который обуславливает невозможность идентифицирования транспортного средства и не позволяет сделать вывод о соответствии его требованиям безопасности дорожного движения.

Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом, как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает указанное субъективное право. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников (владельцев, пользователей), так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

В данном случае речь идет не о нарушении прав собственника (владельца, пользователя), а о соблюдении специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. При этом, представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые были установлены изготовителем и указаны в данных о регистрации транспортного средства, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности.

Ссылка в жалобе на наличие заключение о возможности эксплуатации транспортного средства не влечет удовлетворение требований заявителя, так как данное заключение не исключает необходимость наличия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Другие доводы, изложенные Митрофановым А.А. в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.

Решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Митрофанова А*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи