Судебный акт
Приговор суда отменен в части взыскан. процессуал. издержек
Документ от 04.03.2015, опубликован на сайте 12.03.2015 под номером 50668, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.5, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

Дело № 22-335/2015

                  

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               04 марта 2015 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кабанова В.А.,

при секретаре  Устимовой Ю.Е.,

с участием прокурора Ничипорова О.В.,

потерпевших П*** Е.В., П*** Н.В., О*** Н.В., представителя потерпевшего П*** М.А.   в лице   адвоката Федякина М.В.,

осужденного Кирпичникова А.С. и его защитника в лице адвоката  Миридоновой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании  материалы уголовного дела по апелляционной жалобе  осужденного Кирпичникова А.С.  и  адвоката  Миридоновой  С.А. на приговор Майнского районного суда Ульяновской области  от 26 декабря 2014 года, которым

КИРПИЧНИКОВ А*** С***,

***   несудимый,

 

осужден  по части 5 статьи 264 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 лет  с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управления  транспортными  средствами  сроком   на  3  года.

Постановлено обязать Кирпичникова А.С. самостоятельно следовать к месту отбывания наказания,  для чего в течение 10 суток со дня вступления приговора в законную силу явиться в УФСИН России по Ульяновской области для получения предписания о направлении к месту отбывания наказания.

Срок отбытия наказания Кирпичникову А.С. постановлено исчислять с момента прибытия в колонию-поселение.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Постановлено взыскать с  Кирпичникова А.С. в  доход федерального бюджета РФ процессуальные издержки  в сумме 1100 рублей,  и в пользу потерпевшей П*** Е.В. расходы за услуги представителя – 15 000 рублей.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в порядке, предусмотренном ст.389.8 ч.3 УПК РФ.

Доложив содержание приговора, существо апелляционной  жалобы и возражений на неё, выслушав  выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции 

У С Т А Н О В И Л:

 

Кирпичников А.С. признан виновным в том, что, управляя автопоездом в составе технически исправного грузового тягача седельного DAF *** регистрационный знак *** с полуприцепом *** регистрационный знак ***, нарушил требования пп. 1.3, 8.1, 8.2, 9.10, 10.1 (абзац 1), 10.3    Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ), совершил выезд на встречную полосу движения, где допустил столкновение с автомобилем LADA, *** LADA SAMARA регистрационный знак *** под управлением П*** О.В., в результате данного дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) последний, а также  пассажиры данного автомобиля П*** Л.М., П*** Е.М. и А*** Л.Г. от полученных  телесных повреждений скончались.

 

Преступление   им было совершено *** сентября 2014 года в 07 часов 05 минут в   М*** районе  У*** области   при обстоятельствах установленных и более подробно изложенных судом в описательно-мотивировочной части приговора.

 

В  апелляционной жалобе осужденный Кирпичников А.С.  и  адвокат  Миридонова  С.А.,  не оспаривая квалификацию предъявленного обвинения и доказанность вины осужденного,  вместе с тем  выражают не согласие   с приговором ввиду несоответствия  выводов, изложенных в  нем, фактическим обстоятельствам дела и несправедливостью назначенного наказания.  Считают, что кроме осужденного  участниками ДТП и его виновниками являются: погибший водитель автомобиля ВАЗ-*** П*** О.В., нарушивший пп.10.1 и 10.3 ПДД РФ, поскольку   он не применил торможения для предотвращения столкновения; водитель автомобиля DAF ***, И*** A.A., нарушивший пп. 9.10 и 10.3 ПДД РФ, и  первоначально создавший опасность для движения и аварийную ситуацию, а также  возможно неустановленный водитель автомобиля ВАЗ. Вместе с тем  в ходе предварительного следствия и в суде соответствие действий  данных лиц требованиям ПДД РФ экспертным путем не устанавливалось, причинно-следственная связь между их действиями и действиями осужденного и наступившими последствиями, не исследовалась. При таких обстоятельствах, судом безосновательно  были  сделаны выводы об отсутствии  виновности водителя П*** О.В. и о том, что водитель И*** A.A. не является участником данного ДТП.  Полагают, что указанные выводы основывались лишь на  признательных показаниях самого осужденного, без исследования показаний свидетеля И*** A.A., не соответствующих действительности, и противоречащих запечатленному видеорегистратором развитию дорожной ситуации. Обращают внимание на то, что ходатайство защиты о назначении дополнительной автотехнической экспертизы на основе видеозаписи, судом было  отклонено. Также считают, что судом не было принято во внимание, что согласно заключению  экспертизы № ***,  водитель П*** О.В. при движении перед происшествием должен был руководствоваться дорожной разметкой 1.2.1, 1.5, а также требованиями пунктов 1.3, 10.1 абзац 2, 19.5 ПДД РФ, а поэтому считают, что факт нарушения им этих норм  установленным. Однако вопросы о соответствии действий водителей (осужденного, П*** О.В., И*** A.A., возможно неустановленного водителя автомобиля ВАЗ) требованиям ПДД РФ, о наличии причинной связи между этими действиями и последствиями в виде столкновения транспортных средств перед экспертом не ставились. Полагают, что не принятие водителем П*** О.В. мер к торможению доказано отсутствием следов его автомобиля. Нарушение ПДД РФ водителем И*** A.A. в части превышения скоростного режима на данном участке дороги подтверждается его показаниями, данными в ходе предварительного следствия и не исследованными в суде первой инстанции ввиду неявки последнего. Просят отменить приговор суда и вынести новое судебное решение.

 

В возражениях на жалобу  потерпевшие П*** Е.В., П*** Н.В., О*** Н.В. и  П*** М.А.  считают доводы жалобы необоснованными, приведенными лишь с целью избежать  осужденным ответственности, а поэтому просят приговор суда оставить без изменения.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-  осужденный Кирпичников А.С. и адвокат  Миридонова С.А. жалобу поддержали в полном объеме, приведя в обоснование аналогичные доводы;

- потерпевшие  П*** Е.В., П*** Н.В., О*** Н.В., адвокат Федякин М.В.  указали  на  свое согласие с приговором суда, и просили доводы  жалобы оставить  без удовлетворения;

- прокурор  Ничипоров О.В.    возражал против доводов жалобы, обосновал несостоятельность приведенных доводов и  предложил  приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав выступления вышеуказанных лиц, суд апелляционной инстанции  находит  приговор районного суда   подлежащим изменению.

Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства  совершенного осужденным преступления установлены правильно,  выводы о виновности   в нем Кирпичникова А.С. соответствуют им, и основаны на достаточной совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно исследованных и подробно изложенных в приговоре, и  которые получили должную оценку судом в соответствии с правилами статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

При доводы, в которых  указывалось на виновность в ДТП  помимо Кирпичникова А.С. других лиц, аналогичные доводам апелляционной жалобы,  были надлежащим образом проверены судом первой инстанции и обоснованно  признаны несостоятельными, и не ставящими под сомнение доказанность вины  самого осужденном в данном преступлении.

Так, из признательных показаний  Кирпичникова А.С. следует, что *** сентября 2014 года  около 7 часов, он двигался на технически исправном автомобиле DAF *** по автодороге в М*** районе по своей полосе движения со скоростью 80-85 км/ч. Впереди него на расстоянии 300-400 метров двигался автомобиль DAF с тентом, с такой же скоростью. На *** км указанной автодороги  он увидел, как у  данного автомобиля загорелись стоп-сигналы, и он резко снизил скорость. Опасаясь столкновения,  инстинктивно, не включая указатель поворота, вывернул руль влево, выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем ВАЗ.

Помимо признательных показаний Кирпичникова А.С. его вина также подтверждалась показаниями  потерпевших, свидетелей А*** А.И., К*** С.Н., А*** О.П. и Х*** М.В.

Из протокола осмотра места происшествия, схемы и фототаблицы к нему, следует, что местом происшествия является участок *** км. + *** м автодороги *** «***». Столкновение  автомобиля DAF под управлением Кирпичникова А.С. и автомобиля ВАЗ-*** под управлением П*** О.В. произошло на встречной полосе движения для автомобиля DAF.  

Из протокола осмотра предмета – флэш-карты с записью видеорегистратора из автомобиля, которым управлял осужденный, непосредственно исследованной в суде первой инстанции следует, что Кирпичников А.С., управляя автомобилем, превысил скоростное ограничение, не соблюдал безопасную дистанцию до движущегося впереди него транспортного средства,  и не убедившись в безопасности маневра, совершил выезд на встречную полосу движения, где допустил столкновение с автомобилем под управлением П*** О.В.

Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы место столкновения автомобиля ВАЗ и автопоезда расположено на стороне дороги, предназначенной для движения автомобиля ВАЗ, ближе к правому краю проезжей части. Фактическая скорость движения автопоезда перед применением водителем торможения составляла более 70,5 км/ч, его водитель перед происшествием должен был руководствоваться дорожной разметкой 1.2.1 и 1.5, а также требованиями пунктов 1.3, 8.1, 8.2, 9.10, 10.1 абзац 1, 10.3, 19.5 ПДД РФ.

Заключениями судебно медицинских экспертиз установлено,  что в результате данного ДТП  потерпевшим П*** О.В., П*** Л.М., П*** Е.М. и А*** Л.Г. были причинены   травмы, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, и явившееся причиной их смерти.

Вопреки приведенным доводам жалобы, суд первой инстанции в полной мере учел все существенные обстоятельства ДТП, которые могли повлиять на решение о признании доказанности вины  Кирпичникова А.С.  и пришел к правильному выводу о том, что  осужденный  нарушил пункты 1.3, 8.1, 8.2, 9.10, 10.1 (абз.1), 10.3 ПДД РФ, не выбрал безопасную дистанцию до впереди движущегося автомобиля  при приближении к нему, не подавая сигнал указателем поворота, не убедившись в безопасности маневра, совершил выезд на встречную полосу движения, где допустил столкновение с автомобилем под управлением П*** О.В., двигавшимся во встречном направлении без нарушения требований ПДД РФ.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что именно нарушение Кирпичниковым А.С. указанных пунктов ПДД РФ находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями, то есть с причинением смерти четырем лицам, а  поэтому ссылка  на приведенные  в жалобе  доводы в которых ставится под сомнение наличие  причинной связи между  допущенными осужденным нарушениями и  произошедшим в их результате ДТП, являются несостоятельными.

Признавая Кирпичникова А.С. виновным в совершении инкриминируемого ему преступления,  суд и правильно квалифицировал его действия по части 5 статьи 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем,  правил дорожного движения,  повлекшее по неосторожности  смерть двух и более лиц.

Утверждения в жалобе, что ДТП произошло также  в результате несоблюдения требований ПДД РФ потерпевшим П*** О.В., водителем И*** А.А. и неустановленным водителем автомобиля ВАЗ, сами по себе не ставят под сомнение доказанность вины осужденного, а поэтому суд апелляционной инстанции находит  их несостоятельными в связи с тем, что добытыми по делу доказательствами объективно установлена причинно-следственная связь между нарушениями требований ПДД РФ водителем Кирпичниковым А.С.  и произошедшим в результате этих нарушений ДТП, повлекшем смерть четверых потерпевших.

Вопреки доводам  жалобы, приговор  суда соответствует требованиям статей 299 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем  содержатся мотивированные  выводы  относительно квалификации преступления, он не содержит предположений и неустраненных противоречий,  постановлен на исследованных в судебном заседании доказательствах, являющихся относимыми и допустимыми, а их совокупность  была достаточной для вынесения обвинительного  приговора.

При рассмотрении настоящего уголовного дела судом не допущено нарушения прав и законных интересов осужденного, поскольку из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства.

Заявленные в ходе судебного следствия ходатайства судом разрешены в соответствии с требованиями УПК РФ, мнение каждого из участников было заслушано, решения по ним мотивированы. Обоснованность принятых по ходатайствам решений сомнений не вызывает. При этом отказ в удовлетворении ходатайства о проведении повторной автотехнической экспертизы, не может расцениваться как нарушение  судом принципа объективности и беспристрастности.

Из протокола судебного заседания следует, что участники процесса не настаивали не обеспечения явки  и допроса свидетеля со стороны обвинения И*** A.A., имеющихся по делу доказательство было достаточно для принятия решения по делу, а поэтому приведенные доводы  о допущенной судом первой инстанции неполноте судебного следствия, не ставят под сомнение законность принятого судом решения.

Суд апелляционной инстанции  находит доводы апелляционной жалобы о несправедливости приговора вследствие его чрезмерной суровости необоснованными, и считает, что наказание осужденному  Кирпичникову С.А. определено  судом в пределах санкции соответствующей нормы уголовного закона, предусматривающей ответственность за вмененное осужденному преступление, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, всех обстоятельств дела, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих, и является справедливым по своему виду и размеру.

При этом судом в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, обоснованно были учтены: признание вины; чистосердечное раскаяние; положительные характеристики; выполнение воинского долга и прохождение службы на территории Ч*** Республики; армейские награды ***.

Судом также учтено, что Кирпичников А.С.   впервые привлекается к уголовной ответственности, проживает с семьей, на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства, учебы, воинской службы и работы, характеризуется положительно.

Вместе с тем, осужденный неоднократно привлекался к административной ответственности  за административные правонарушения в области дорожного движения, что также обоснованно принято во внимание при назначении ему наказания.

С учетом характера и степени общественной совершенного преступления, данных о личности осужденного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения Кирпичникову А.С.  наказания с применением статей 73 и 64 УК РФ и обоснованно назначил  ему наказание в виде лишение свободы с применением дополнительного наказания. 

Таким образом, оснований для смягчения наказания, как  об этом ставится вопрос в апелляционной жалобе не усматривается, принимая во внимание, что  приговором суда  Кирпичникову С.А. назначено  справедливое наказание, которое  соразмерно общественной опасности содеянного, соответствуюет данным о его личности, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, полностью отвечающим задачам исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

С учетом изложенного оснований для отмены приговора и его изменения по доводам  апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем приговор суда подлежит отмене в части взыскания с осужденного процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвоката на предварительном следствии.

В силу взаимосвязанных положений статей 35, 45, 46, 48 и 56 (часть 3) Конституции РФ, а также основанных на них положений УПК РФ, включая статьи 131 и 132 УПК РФ, процессуальные издержки могут быть взысканы с осужденного только по решению суда, порядок принятия которого должен гарантировать защиту его прав и соответствовать критериям справедливого судебного разбирательства.

Соответственно, вопрос о наличии оснований для освобождения лица от возмещения процессуальных издержек должен быть самостоятельным предметом судебного разбирательства, и осужденному должна быть предоставлена возможность довести до суда свою позицию по данному вопросу.

Вместе с тем, исходя из содержания протокола судебного заседания, вопрос о взыскании с  осуждённого Кирпичникова С.А.  процессуальных издержек, связанных с оплатой труда на предварительном следствии не обсуждался, соответствующие документы в материалах дела исследованы не были,  не выяснена  позиция  и самого  осужденного по данному вопросу.

В связи с этим  приговор суда в  части взыскания  с осужденного процессуальных издержек в доход федерального бюджета РФ, связанных с оплатой услуг адвоката  в сумме 1100 рублей  следует отменить,  дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда в порядке, предусмотренном статьями 397 и 399 УПК РФ.

Нарушений уголовно – процессуального, уголовного законов, влекущих отмену  или изменение приговора суда по иным основаниям, при апелляционном рассмотрении дела  не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28 и 389-33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции   

 

П О С Т А Н О В И Л :

 

приговор  Майнского районного суда Ульяновской области  от 26 декабря 2014 года в отношении осужденного  Кирпичникова А*** С*** изменить:

в части взыскания с осужденного Кирпичникова А.С. процессуальных издержек в сумме 1100 рублей в доход федерального бюджета РФ  отменить,  дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда в порядке, предусмотренном статьями 397 и 399 УПК РФ.

В  остальном приговор суда оставить без изменения, а  апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                                               В.А.Кабанов