Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 03.03.2015, опубликован на сайте 10.03.2015 под номером 50591, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                      Дело № 33-745/2015 

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          3 марта 2015 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по непринятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения - «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г. », расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. Погребы, севернее села в 50 метрах на горе.

Обязать администрацию г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска принять меры по постановке на учёт, как бесхозяйное имущество, объекта культурного наследия «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.», расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. Погребы, севернее села в 50 метрах на горе, в течение 90 дней после вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя администрации г. Ульяновска Цывочка А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Николаевой Н.А., представителя Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Кузьминой С.В., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании бездействия по непринятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения - «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г. », расположенного по адресу: г.Ульяновск, с. Погребы, севернее села в 50 метрах на горе, незаконным, возложении обязанности принять меры к постановке на учет в качестве  бесхозяйного имущества указанного объекта культурного наследия в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что прокурорской проверкой установлено, что на территории Засвияжского района г. Ульяновска – в с. Погребы, севернее села в 50 метрах на горе расположена «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.»,  признанная решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957 г. № 223/5 и распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 г. № 959-р объектом культурного наследия регионального значения.

Право собственности на данный объект культурного наследия в Управлении Росреестра по Ульяновской области не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности г. Ульяновска он не внесен. Бремя содержания и сохранения объекта юридически никто не несет, что не позволяет обеспечить его сохранность.

Администрация г. Ульяновска до настоящего времени не обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о признании указанного объекта культурного наследия регионального значения бесхозяйным и не приняла бесхозяйное недвижимое имущество на учет.

Непринятие администрацией г. Ульяновска мер по постановке на учет данного бесхозяйного объекта культурного наследия может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильность  вывода суда о том, что спорный объект является бесхозяйным, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Памятники истории и культуры регионального значения в Приложениях к Постановлению № 3020-1 не указаны, а, следовательно, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.

Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами прав на данный памятник не может служить основанием для признания его бесхозяйными.

Законодательство об объектах культурного наследия не предполагает возможности признания объектов культурного наследия бесхозяйными.

Собственником объекта культурного наследия - «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.» в силу прямого указания закона является Российская Федерация.

Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорный памятник прекращено, либо, что собственник отказался от права собственности, не имеется.

Вывод суда о том, что спорный объект не находится в чьей-либо собственности и его бесхозности не соответствует требованиям закона. Применение к указанным правоотношениям ст. 225 ГК РФ необоснованно.

Ссылка суда в решении на ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 № м4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» является необоснованной, поскольку данная норма регулирует отношения по содержанию указанных в ней объектов. Вопросы об отнесении данных объектов к какому-либо виду собственности данной нормой не регулируются.

Представители КУГИГ администрации г. Ульяновска, Правительства Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации г. Ульяновска, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002  № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В ч.3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993  № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

Как следует из материалов дела, решением Исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957 г. № 223/5 был утвержден   список исторических памятников, находящихся на территории Ульяновской области,  и подлежащих государственной охране, в число которых включена «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.», расположенная по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, с. Погребы, севернее села в 50 м на горе.

Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 года № 959-р утвержден список недвижимых памятников (вновь выявленных памятников, объектов истории и культуры) Ульяновского района, в числе которых указана «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.», расположенная по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, с. Погребы, севернее села в 50 м на горе.

Сотрудниками департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области  3 октября 2014 года проведен осмотр объекта культурного наследия  регионального значения - «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.», расположенная по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, с. Погребы, севернее села в 50 м на горе, включенного в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Ульяновской области. Отмечено работоспособное состояние памятника, нуждаемость в косметическом ремонте и обновлении надписи на информационной доске обелиска.

Согласно паспорту на исторический памятник, «Братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918 г.», расположенная по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, с. Погребы, севернее села в 50 м на горе, представляет собой обелиск, выполненный из кирпича и бетона, размеры: основание – 0,84 м, высота – 2 м, вершина –  0,40 м. Текст мемориальной надписи: «Воинам Гражданской войны, погибшим при освобождении г. Симбирска от белогвардейцев в 1918 году».

Данный объект культурного наследия  не включен в реестры: объектов муниципальной собственности г.Ульяновска, объектов государственной собственности Ульяновской области, объектов федерального имущества, его техническая инвентаризация и паспортизация не проводилась, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект.

Установив вышеуказанные обстоятельства на основании надлежащей оценки исследованных по делу доказательств в их совокупности, правильно применив нормы материального права к возникшим правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, объект культурного наследия, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет, то есть, исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, данный памятник культурного наследия является бесхозяйной недвижимой вещью. Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.

Довод администрации города о том, что спорный объект культурного наследия отнесен к государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области, не является бесхозяйным, является несостоятельным, поскольку противоречит материалам дела. Как указано выше, данный объект культурного наследия  ни в одном из реестров собственности не значится - ни объектов муниципальной собственности г.Ульяновска, ни объектов государственной собственности Ульяновской области, ни объектов федерального имущества.

В данном случае спорный объект обладает всеми признаками бесхозяйной вещи, притязаний со стороны иных лиц при рассмотрении дела не установлено, что является достаточным основанием для признания его бесхозяйным имуществом и удовлетворения требований.

Согласно положениям Устава МО «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. № 119, администрация г. Ульяновска осуществляет полномочия в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе: решение вопросов от имени муниципального образования «город Ульяновск» по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; ведение учета муниципального имущества; а также реализует полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного по делу судебного решения и не могут повлечь его отмену.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи