Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ
Документ от 19.02.2015, опубликован на сайте 03.03.2015 под номером 50508, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.21 ч.1, Изменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                     Дело № 12-41/2015                                                   

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                   19 февраля 2015 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя Бочкаревой С*** А*** на постановление Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2014 года, которым суд постановил:

 

Признать индивидуального предпринимателя Бочкареву С*** А*** виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуть  административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей. 

 

УСТАНОВИЛ:

 

31.03.2014 государственным инспектором Ульяновской области по охране природы Ховриным В.Н. составлен протокол об административном правонарушении №*** в отношении ИП Бочкаревой С.А. по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Из протокола следует, что 31.03.2014 ИП Бочкарева С.А. в магазине «Фруктовый сад», расположенном по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п.К***, ул.О*** дом ***, имеет и эксплуатирует стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в виде стационарной газовой котельной и автомашины ГАЗЕЛЬ, не разработав проект нормативов ПДВ и не получив разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Новоспасский районный суд Ульяновской области.

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Новоспасского районного суда Ульяновской области вынес указанное выше постановление.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, ИП Бочкарева С.А. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что ей вменяется нарушение ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Однако в ходе проверки какие-либо измерения не проводились, не было установлено, в каком размере ею были допущены превышения, какие выбросы осуществлялись ею в атмосферу и в процессе какой деятельности. В ходе судебного разбирательства данные обстоятельства также не выяснялись.

Сведения, изложенные в административном материале, о том, что у неё имеется стационарная газовая котельная и автомобиль ГАЗЕЛЬ, которые производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, не соответствуют действительности.

Площадь её магазина составляет 54 кв.м. В зимнее время она использует внутридомовой котел, который работает в низком давлении – 7 квт до 300 мм водного столба, при нем работает сигнализатор загазованности.

С учётом Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 №344, газовые котлы до 100 квт не подлежат проверке и контролю. Суд не учёл, что согласно письму Ростехнадзора по применению Федерального Закона от 21.07.1997 №116-ФЗ находящийся в магазине котел не является объектом надзорных мероприятий. Передвижных источников выбросов вредных веществ у неё на балансе не числится, автомобиля у неё не имеется.

Также ей вменяется нарушение ст.ст. 14, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Однако в ходе проверки исследования атмосферного воздуха не проводились, вредные последствия работы её газового котла и автомобиля не установлены. Выброса вредных веществ в атмосферный воздух она не допускала, и разрешение на выброс ей не требуется.

Кроме того, в ходе проверки административным органом были допущены следующие процессуальные нарушения, которые не исследовались в судебном заседании: 1) не был составлен и вручен акт в соответствии с п.п.1, 4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 2) в протоколе об административном правонарушении указана ст.8.41 КоАП РФ, а не ч.1 ст.8.21 КоАП РФ; 3) в протоколах, актах отсутствуют её (Бочкаревой С.А.) подписи, запись об отказе от ознакомления и получения копии документов никак не зафиксирована и никем не удостоверена; 4) уведомление о проведении проверки она получила только в день её проведения 25.03.2014; 5) в журнале учёта проверок государственный инспектор Ховрин В.Н. не сделал запись о проведении плановой проверки, чем нарушил Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008, имеются другие нарушения; 6) в нарушение ст.24.4 КоАП РФ ей не дан ответ на её заявленное письменное ходатайство о прекращении административного производства.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ непредставление акта проверки является грубым нарушением закона, что в силу ст.1 указанного закона является основанием для признания результатов проверки недействительными.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения Бочкаревой С.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Как следует из ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На основании ч.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьями 22 и 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливается, что юридические лица и граждане, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, осуществлять учет выбросов и их источников.

Из материалов дела следует, что 31.03.2014 ИП Бочкарева С.А. в магазине «Фруктовый сад» по адресу ул.О***, д.*** в р.п.К*** Ульяновской области, имея стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение указанных требований производила выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в отсутствии разработанных и согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, а также в отсутствии разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. 

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 31.03.2014, актом проверки от 31.03.2014, представленными фотоматериалами, иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, и оцененными судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Факт отсутствия проекта нормативов ПДВ и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу не оспаривался и самой Бочкаревой С.А.

Таким образом, выводы о виновности ИП Бочкаревой С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

С учетом изложенного, полагаю, что привлечение ИП Бочкаревой С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Доводы жалобы ИП Бочкаревой С.А.  о том, что судом не исследовался вопрос о выбросах вредных веществ в атмосферу и об объёмах указанных выбросов, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, является формальным - правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Доводы жалобы о том, что копия акта проверки не была вручена Бочкаревой С.А. опровергаются копией указанного акта с ее подписью (л.д.11), в связи с чем подлежат отклонению.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления.

Административное наказание назначено ИП Бочкаревой С.А. в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в минимальном размере.

Каких-либо нарушений прав ИП Бочкаревой С.А. при привлечении к ответственности, влекущих отмену постановления об административном правонарушении, по делу допущено не было.

Вместе с тем, поскольку представленными в дело доказательствами достоверно не подтверждены факты наличия у ИП Бочкаревой С.А. автомобиля и его эксплуатации, полагаю возможным исключить из оспариваемого постановления вывод о том, что ИП Бочкарева С.А. эксплуатирует передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Исключить из постановления Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2014 года вывод об эксплуатации индивидуальным предпринимателем Бочкаревой С*** А*** передвижных источников выбросов вредных веществ.

В остальной части постановление Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Бочкаревой С*** А*** – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                 Д.А. Логинов