Судебный акт
Осужден по п. "а,в,г" ч.2 ст.161 УК РФ
Документ от 18.02.2015, опубликован на сайте 02.03.2015 под номером 50431, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 161 ч.2 п. п. а,в,г, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                        Дело №22-347/2015

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        18 февраля 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Кабанова В.А.,

судей  Львова Г.В., Старостина Д.С.,

при секретаре Устимовой Ю.Е.,

с участием: осужденного Крутова А.П., адвоката Гарагедян А.Д., прокурора Овчинниковой О.И., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Крутова А.П., адвоката Яшкина В.С. на приговор Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 декабря 2014 года, которым

КРУТОВ  А***  П***,

***, судимый:

*** 

осужден по п.п. “а,в,г” ч.2 ст.161 УК РФ к 4 годам лишения свободы отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 24 декабря 2014 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Крутова А.П.  в доход федерального бюджета процессуальные издержки: в сумме 5500 рублей за услуги адвоката и 1000 рублей за производство товароведческой экспертизы.

Исковые требования Е*** З.И. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, оставлены без удовлетворения.

Исковые требования Е*** З.И. о возмещении материального ущерба оставлены без рассмотрения, с разъяснением ей права на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Крутов осужден за открытое хищение имущества К*** О.И. с применением к ней насилия, не опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище.

Деяния совершены 23 апреля 2014 года в с*** при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционных жалобах:

- осужденный Крутов просит смягчить назначенное ему наказание, ссылаясь на тяжелое материальное положение его семьи, в которой он является единственным кормильцем. На поданные государственным обвинителем возражения на его жалобу указывает о том, что не проникал в жилище потерпевшей К***, не применял к ней физического насилия и не договаривался с другими лицами о хищении у неё имущества;

- адвокат Яшкин В.С. ставит под сомнение правильность квалификации действий осужденного Крутова. Считает, что суд не дал надлежащей оценки противоречиям в показаниях Крутова, К*** и Е*** по действиям Крутова, связанных с проникновением в жилище потерпевшей и применением к ней насилия. Полагает, что действия Крутова надлежит квалифицировать по ч.1 ст.161 УК РФ.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы:

- государственный обвинитель Лазарев Г.В. просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения, поскольку считает приговор суда в отношении Крутова законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым;

- потерпевшая Е*** З.И. выражает несогласие с доводами жалобы Крутова о смягчении назначенного ему наказания. Считает, что Крутов заслуживает более строгого наказания. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Крутов поддержал апелляционные жалобы и утверждал, что не наносил побоев потерпевшей, не договаривался с другими лицами о хищении её имущества, не проникал в дом потерпевшей, а только помог вынести оттуда похищенные спиртные напитки;

- адвокат Гарагедян А.Д. просила удовлетворить апелляционные жалобы. Считала, что установленные судом обстоятельства совершенного преступления не соответствуют исследованным доказательствам, которым судом дана ненадлежащая оценка;

- прокурор Овчинникова О.И. считала доводы, изложенные в апелляционных жалобах, несостоятельными. Обосновала своё мнение о законности и обоснованности приговора суда в отношении Крутова, а также о справедливости назначенного ему наказания. Просил приговор оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав участников процесса, находит данный приговор, постановленный в отношении Крутова,  подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Обстоятельства преступления, совершенного Крутовым, установлены на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.

Все доводы, приведенные Крутовым и его защитником, в том числе и выдвинутая Крутовым версия о том, что он не договаривался с другими лицами о хищении имущества из дома К***, не проникал с этой целью в её дом и не применял к ней физического насилия, были предметом тщательной проверки  и отвергнуты судом первой инстанции как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных доказательств.

Аналогичные доводы, изложенные в апелляционных жалобах и выступлении осужденного Крутова в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.

В основу обвинительного приговора положены показания потерпевшей К***, из содержания которых следует, что около 22 часов 23 апреля 2014 года она находилась в своем доме, входные двери которого были закрыты на запорные устройства. Она увидела, что кто-то дернул входную дверь в жилое   помещение, отчего запорное устройство сломалось и дверь открылась. В комнату зашли 6 мужчин, среди которых были Крутов и Б***. Б*** стал избивать её, требуя указать место хранения в доме спиртных напитков. После того, как Б*** забрал из шкафа бутылки со спиртными напитками и передал их Крутову и другим указанным лицам, Крутов стал наносить удары ногами по её рукам и ногам, требуя указать место, где хранятся в доме деньги. Она стала кричать и звать на помощь. Тогда Б*** засунул в её рот перчатки и потребовал, чтобы она молчала. После этого указанные лица, ушли из её дома, забрав с собою похищенные спиртные напитки. 

Каких-либо оснований для оговора осужденного Крутова со стороны потерпевшей К*** судом не установлено.

Суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований ставить под сомнение достоверность показаний потерпевшей К***, поскольку они согласуются с показаниями свидетелей Е***, Г***, В***, К***, К***, З*** и подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы по телесным повреждениям, обнаруженным у К***, другими исследованными в суде доказательствами. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы адвоката Яшкина В.С. судом дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, в том числе и показаниям  Е***, которая подтвердила в судебном заседании, что обстоятельства совершенного преступления ей стали известны со слов К***.  При этом, как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании Е***  последовательно показывала о том, что К*** рассказала ей, как несколько парней, среди которых были Б*** и Крутов, незаконно проникли в дом К***, после чего сначала Б***, а затем Крутов избили её. При этом Б*** требовал указать место хранения спиртных напитков, а Крутов требовал у К*** деньги.

В целях выяснения причины противоречий в показаниях Е*** по обстоятельствам проникновения указанных лиц в дом К***, судом были исследованы показания Е***, данные в ходе предварительного следствия, правильность которых Е*** подтвердила и пояснила, что в настоящее время не помнит, как рассказала ей К*** об обстоятельствах проникновения в её дом указанных лиц.  

Свидетели В***, К***, К***, З*** подтвердили в судебном заседании, что потерпевшая К*** сразу рассказала им о том, что  группа мужчин, среди которых были Б*** и Крутов, ворвались в её дом. Сначала Б***, а затем  Крутов избили её. При этом Б*** требовал от неё отдать им спиртные напитки, а Крутов требовал у неё деньги. Забрав похищенные спиртные напитки Б***, Крутов и указанные лица ушли из её дома.  

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у К*** обнаружены: оскольчатый перелом правой бедренной кости в верхней трети со смещением отломков, закрытая черепно-мозговая травма, множественные кровоподтеки, ссадины верхних и нижних конечностей. 

Анализ и оценка показаний Крутова в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Избранную Крутовым в суде позицию суд обоснованно расценил как способ защиты от предъявленного ему обвинения.

Суд правильно пришел к выводу, что каких-либо противоречий в исследованных доказательствах, ставящих под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления, не имеется.

Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в данной части судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Крутов совершил открытое хищение чужого имущества  в группе лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением к потерпевшей К*** насилия, не опасного для жизни и здоровья, с целью достижения преступного результата.

Судом были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все положенные в основу приговора доказательства проанализированы. Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других оснований не имеется.

Таким образом, следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных в суде доказательств в их совокупности позволили суду правильно квалифицировать действия Крутова по п.“а,в,г” ч.2 ст.161 УК РФ.

 

Все  ходатайства, заявленные сторонами, судом разрешены в установленном законом порядке.

Материалы уголовного дела, в том числе касающиеся личности осужденного Крутова, исследованы судом полно и всесторонне.   

С учетом установленных судом обстоятельств совершенного преступления, данных о личности осужденного Крутова, суд правильно пришел к выводу о необходимости назначения ему наказания в виде реального лишения свободы.

При определении срока наказания за совершенное Крутовым преступление судом были учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания. Назначенное Крутову наказание  является справедливым.

 

Гражданский иск потерпевшей Е*** о взыскании с осужденного денежной суммы в счет компенсации морального вреда, причиненного ей совершенным преступлением, разрешен судом правильно. 

Как следует из резолютивной части приговора, суд оставил без рассмотрения иск потерпевшей Е*** о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Но такое решение суд вправе принять только в случае оправдания подсудимого за отсутствием состава преступления либо при неявке  гражданского истца или его представителя. Между тем по делу в отношении Крутова постановлен обвинительный приговор, гражданский истец присутствовал в зале судебного заседания. Таким образом, нарушены требования, обязывающие суд принять решение по предъявленному гражданскому иску. Кроме того, как следует из описательно-мотивировочной части приговора, суд пришел к выводу о необходимости признания за потерпевшей Е*** права на удовлетворение данного иска с передачей вопроса о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части приговора указания суда об оставлении без рассмотрения гражданского иска потерпевшей Е*** о возмещении материального ущерба и принимает решение о признании за потерпевшей Е*** право на удовлетворение указанного иска с передачей вопроса о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

При разрешении вопроса о процессуальных издержках, судом постановлено взыскать в доход государства с Крутова 1000 рублей, выплаченных эксперту за  производство товароведческой экспертизы.

Принимая данное решение, суд руководствовался  п.п. 4,7 ч.2 ст.131 УПК РФ к процессуальным издержкам относятся, в частности, вознаграждение, выплаченное эксперту, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись им в порядке служебного задания, а также суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях.

Взыскание процессуальных издержек с осужденного возможно только по решению суда, порядок которого должен гарантировать защиту его прав и соответствовать критериям справедливого судебного разбирательства, в частности, осужденному должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию по поводу размера взыскиваемых издержек и своего имущественного положения.

Однако, из протокола судебного заседания видно, что вопрос о взыскании процессуальных издержек с Крутова, связанных с выплатой вознаграждения эксперту М*** Г.В., судом не рассматривался, постановление следователя о выплате вознаграждения данному эксперту за производство товароведческой экспертизы (т.2 л.д.95) в судебном заседании не исследовалось, мнение подсудимого о наличии у него оснований для освобождения от возмещения данных процессуальных издержек либо их снижения,  не выяснялось.

При таких обстоятельствах приговор суда в части взыскания с осужденного Крутова процессуальных издержек, связанных с выплатой вознаграждения эксперту за производство товароведческой экспертизы в сумме 1000 рублей, не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением уголовного дела в данной части на новое рассмотрение в порядке ст.ст.396-399 УПК РФ.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену  приговора,  не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13, 389-20, 389-28 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 декабря 2014 года в отношении Крутова А*** П*** изменить:

- исключить из приговора указание суда об оставлении без рассмотрения гражданского иска потерпевшей Е*** З.И. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, и признать за потерпевшей Е*** З.И. право на удовлетворение указанного иска с передачей вопроса о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства;

- приговор суда в части взыскания с осужденного Крутова А.П. в доход федерального бюджета процессуальных издержек в сумме 1000 рублей, выплаченных эксперту за производство товароведческой экспертизы, отменить, уголовное дело направить в этой части на новое рассмотрение в тот же суд в порядке, предусмотренном ст.ст.396 – 399 УПК РФ.

В остальной части приговор в отношении Крутова А.П. оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи