Судебный акт
О предоставлении жилья сиротам
Документ от 17.02.2015, опубликован на сайте 24.02.2015 под номером 50359, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договру найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Дементьев Н.Н.                                                                Дело № 33- 775/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            17 февраля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Старомайнскогорайона Ульяновской  области  удовлетворить.

Возложить на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность обеспечить Лягина  А*** С*** специализированным   благоустроенным   жилым помещением   специализированного  жилищного фонда  по  договору  найма специализированного  жилого помещения  по  месту  его    обучения  в  р.п. Старая Майна Ульяновской  области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Лягина А.С., возражавшего против доводов жалобы,  прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Лягина А*** С*** к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управлению образования МО «Старомайнский район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Старомайнского района проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Лягин А.С., *** года рождения,  является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет.  В  период с  23.10.2003  по  30.08.2011  Лягин А.С.   находился на полном  государственном  обеспечении  в О*** Постановлением  главы  администрации  МО  «Старомайнский район»  от  ***10.2009  № *** Лягин А.С. принят на учет   в  качестве  нуждающегося   в  жилом помещении. В  настоящее время  истец  обучается   на  1 курсе  О***, зарегистрирован  и проживает в   общежитии данного техникума      по адресу:  Ульяновская  область, С*** район, р.п. С*** ул. Р***, д. ***.

06.03.2013 Лягин А.С.  включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

С учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управление образования МО «Старомайнский район»  обеспечить Лягина А.С.   специализированным   благоустроенным   жилым помещением   специализированного  жилищного фонда  по  договору  найма специализированного  жилого помещения  по  месту     окончания   обучения  в  р.п. Старая Майна Ульяновской  области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Лягин А.С. включен в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в р.п. Старая Майна, не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В течение 2014 года Министерством неоднократно объявлялись торги по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако они были признаны несостоявшимися. Таким образом, Министерством принимаются все меры по реализации Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области». В настоящее время в Список детей-сирот включено более 1000 человека, которые тоже имеют право на  предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда.

В возражениях на жалобу прокурор Старомайнского района просит решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27.11.2014 оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии  представителей ответчиков Министерства  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управления образования МО «Старомайнский район» Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Лягин А.С., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Старомайнского районного  суда Ульяновской области *** родители истца – *** лишены в отношении него родительских прав.   

Постановлением Главы  администрации МО «Старомайнский  район» Ульяновской области от ***.2007 № ***  Лягин А.С. определен  в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ульяновской области, за ним было закреплено  жилое помещение по адресу р.п. С*** ул.К*** д.*** кв.***.

В период с 23.10.2003 по 30.08.2011 Лягин А.С. воспитывался   в О*** в настоящее время обучается на 1 курсе О***, находится на полном государственном обеспечении.

Закрепленное за истцом жилое помещение в настоящее время передано в собственности в порядке приватизации  его родственникам – ***

Истец в указанном жилом помещении зарегистрирован никогда не был,  в приватизации участия не принимал.

Постановлением  главы администрации МО «Старомайнский район» от ***10.2009 № *** Лягин А.С. поставлен на регистрационный учет на обеспечение жилым помещением.

В настоящее время Лягин С.А. зарегистрирован и проживает в общежитии О*** по адресу Ульяновская область р.п. С*** ул.Р*** д.***.

Согласно сведениям  УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Лягин А.С. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

11.02.2013 Лягин А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Лягин А.С. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области, действующего в интересах  Лягина А.С. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                    

 

Судьи: