Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 17.02.2015, опубликован на сайте 24.02.2015 под номером 50348, 2-я гражданская, о признании специального трудового стажа при назначении досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Харитонова Н.А.                                                                    Дело № 33-690/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              17 февраля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2014 года, по которому постановлено:

Иск  Колгановой  М*** В*** удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать Колгановой  М*** В*** в специальный трудовой стаж периоды:

- с 13 апреля 1989 года по 30 ноября 1992 года – фельдшер-лаборант в женской консультации Объединения Родильного дома № ***;

- с 01 декабря 1992 года по 21 октября 2001 года - фельдшер-лаборант ОРД №***;

- с 22 октября 2001 года по 31 января 2002 года – фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории родильного дома № ***;

- с 29 марта 2010 года по 14 апреля 2010 года – учебный отпуск в период работы фельдшером-лаборантом в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Городская поликлиника № ***,

и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения с 08 августа 2014 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Колгановой М.В.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Колганова М.В. обратилась в суд, с уточненным при рассмотрении дела иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 08 августа 2014 года она обратилась в ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья  населения.

Решением ответчика в  назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом в ее специальный стаж не были засчитаны  периоды работы: с 13 апреля 1989 года по 30 ноября 1992 года фельдшером-лаборантом в женской консультации Объединения Родильного дома № ***; с 01 декабря 1992 года по 21 октября 2001 года фельдшером-лаборантом ОРД № ***; с 22 октября 2001 года по 31 января 2002 года фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории родильного дома № ***; с 29 марта 2010 года по 14 апреля 2010 года – учебный отпуск в период работы фельдшером-лаборантом в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Городская поликлиника № ***. Решение ответчика считала незаконным.

Просила обязать ответчика включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08 августа 2014 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова», являющееся правопреемником МУЗ «Объединение родильного дома № ***».

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указывает, что Объединение родильного дома №*** Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года № 1066, от 29.10.2002 года № 781 не предусмотрено. Кроме того, документально не подтверждено,  что «Объединение родильного дома №***» относилось к территориальному медицинскому объединению. Льготный характер работы истицы  в Объединении Родильного дома №*** не подтвержден и данными персонифицированного учета, поскольку они представлены общими условиями.

Также не может быть включен в специальный стаж истицы период нахождения ее на учебе, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не содержат указание на зачет в специальный стаж периода нахождения на учебе. Льготный характер работы страхователем за данный период также не подтвержден, данные индивидуального персонифицированного учета представлены общими условиями. Кроме того, суд неправильно определил дату, с которой  обязал назначить трудовую пенсию истице, так как по состоянию на 08.08.2014 Колганова М.В. не представила все необходимые для  назначения пенсии документы.

Представители ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, 08.08.2014 Колганова М.В. обратилась в  УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от ***.2014 ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за  отсутствия необходимого специального стажа, поскольку ее специальный трудовой стаж  составляет 17 лет 2 месяца 11 дней вместо требуемого стажа не менее 30 лет.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ответчиком не включены следующие периоды ее работы: с 13 апреля 1989 года по 30 ноября 1992 года фельдшером-лаборантом в женской консультации Объединения Родильного дома № ***, с 01 декабря 1992 года по 21 октября 2001 года фельдшером-лаборантом ОРД № ***, с 22 октября 2001 года по 31 января 2002 года фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории родильного дома № ***, т.к. учреждение не предусмотрено Списками от 06.09.1991  № 464, от 29.10.2002  № 781; с 29 марта 2010 года по 14 апреля 2010 года – учебный отпуск в период работы фельдшером-лаборантом в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Городская поликлиника № ***, т.к. в соответствии с Разъяснением от 22.05.1996  № 5, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996  № 29, и постановлением Правительства РФ от 11.07.2002  № 516 данный период в специальный стаж не засчитывается.

Принимая решение о необоснованности отказа и удовлетворении заявленных истицей требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к верному выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Колгановой В.М., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001  № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Данным Федеральным законом также предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии, в частности, с подпунктом 20 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В периоды, когда истица работала в должности фельдшера-лаборанта в женской консультации Объединения Родильного дома № ***, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Указанным Постановлением в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, входила должность фельдшера и лаборанта в лечебно-профилактических учреждениях. Данный Перечень относил родильные дома к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Пенсионное обеспечение медицинских работников по состоянию на 31 декабря 2001 года регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил  исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с  лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Согласно данному Списку в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включался период работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 20 Постановления № 1066 предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на  пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности в роддомах.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781  предусмотрена должность  фельдшера-лаборанта, осуществляющей деятельность, в больницах, поликлиниках всех наименований, родильном доме, женской консультации.

Следовательно, периоды работы истицы в должности фельдшера-лаборанта в женской консультации Объединения Родильного дома № ***, фельдшера-лаборанта ОРД № *** и фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории родильного дома № *** обоснованно включены судом в ее специальный  стаж.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Объединение родильного дома не предусмотрено являются несостоятельными.

В силу п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;

В период с 13.04.1989 по 21.10.2001  истица работала фельдшером-лаборантом в Объединении родильного дома № ***.

Суд установил, что объединение МУЗ «Объединение родильного дома № ***» было образовано при открытии женской консультации при родильном доме № *** приказом № *** по Ульяновскому городскому отделу здравоохранения от 18.01.1982. В соответствии с уставом МУЗ «Объединение родильного дома № ***», данное учреждение находилось в ведении отдела здравоохранения и функционировало в соответствии с законодательством и уставом, оказывало различные виды медицинской помощи, в том числе врачебно- стационарную специализированную помощь по специальностям: акушерство, неонтология, анестезия. В процессе реорганизации МУЗ «Объединение родильного дома № ***» было присоединено к МУЗ «Городская поликлиника № ***» на основании распоряжения мэра г.Ульяновска от 30.11.2001 № *** 

С учетом представленных доказательств судом первой инстанции достоверно установлен факт работы истицы в течение спорных периодов в должности фельдшера-лаборанта в объединении родильного дома № ***, в связи с чем указанные периоды работы истицы обоснованно включены судом в ее специальный  стаж.

Период нахождения Колгановой М.В. на курсах повышения квалификации с 29 марта 2010 года по 14 апреля 2010 года во время работы фельдшером-лаборантом в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Городская поликлиника № *** подлежал включению в специальный стаж на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ, так как на курсы она направлялась работодателем, который сохранял за ней заработок и уплачивал страховые взносы.

Доводы, приведенные УПФ РФ в апелляционной жалобе, как основанные на неправильном толковании законодательства, судебной коллегией отклоняются.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: