Судебный акт
Оспаривание решения органа кадастрового учета
Документ от 10.02.2015, опубликован на сайте 24.02.2015 под номером 50241, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                             Дело № 33-512/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          10 февраля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления кадастрового инженера Клементьева К*** В*** о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 29 июля 2014 года за №73-00/2014-91574 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кадастровый инженер Клементьев К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области (филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области) от 29.07.2014 № 73-00/2014-91574 о приостановлении осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка согласно заявлению № 35-843545 от 15.07.2014.

Требования мотивировал тем, что им были изготовлены межевые планы для постановки на кадастровый учет земельных участков садоводческого товарищества «***» Засвияжского района г. Ульяновска. В филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области было подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Ульяновская область, СНТ «***», участок № ***, однако 29.07.2014 регистрирующим органом принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» со ссылкой на то, что указанный в межевом плане вид разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» не соответствует территориальной зоне Ж7Д «Зона садоводства и дачного хозяйства», поименованной в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город «Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90.

Клементьев К.В. полагает оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, поскольку из содержания ст. 35 Градостроительного кодекса РФ четко усматривается вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения садоводства».

 

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Росреестра по Ульяновской области, комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, садоводческое некоммерческое товарищество «Полет», Исхакову Р*** М*** и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашается с решением и просит его отменить.

Считает вывод суда о несоответствии Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» противоречащим нормам Градостроительного кодекса РФ.

Статьей 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, среди уникальных характеристик которого – разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Указывая на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства», названного в постановлении администрации города Ульяновска от 25.04.2014, виду разрешенного использования земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» для территориальной зоны Ж7Д – «Зона садоводства и дачного хозяйства», суд не принял во внимание положения статьи 3 данных Правил и приложение № 1 к ним, содержащее расширенный перечень объектов размещения в составе территориальных зон, согласно которому объекты зоны сельскохозяйственного назначения (использования) включают в себя «земельные участки для ведения садоводства».

Делая вывод о неприменимости установленного приложением № 1 расширенного перечня объектов для размещения в составе территориальной зоны «объекты зоны сельскохозяйственного назначения (использования)», поскольку садоводческое товарищество «*** расположено на землях населенных пунктов, суд подменяет понятия категории земель, установленное п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, и вида разрешенного использования земельного участка.

Судом не приняты во внимание положения ст. 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка, указанный в постановлении администрации города Ульяновска № 2017 от 25.04.2014 «для ведения садоводства», не противоречит виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж7Д.

В жалобе также указывается на нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении к участию в деле администрации города Ульяновска.

 

В возражениях на жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра» просит оставить решение без изменения.

Управление Росреестра по Ульяновской области в возражениях на жалобу указало об оставлении ее разрешения на усмотрение суда.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 22 указанного Федерального закона межевой план является необходимым для кадастрового учета документом (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

Пункт 9 части 1 названной статьи устанавливает, что для кадастрового учета необходимо также предоставление копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412.

Согласно пункту 37 утвержденных названным приказом Требований при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в реквизите «4» раздела «Исходные данные», строке «6» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. При отсутствии в ГКН сведений о таких объектах недвижимости в данных реквизитах приводятся ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ, реквизиты документов, содержащих информацию о ранее присвоенных государственных учетных номерах, указываются в разделе «Исходные данные», в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся реквизиты уведомлений об отсутствии в ГКН сведений о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона.

Из материалов дела следует, что кадастровый инженер Клементьев К.В. 15.07.2014 обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением № 35-843545 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка № ***, расположенного в СНТ «***».

29.07.2014 органом кадастрового учета принято решение №73-00/2014-91574 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку необходимые для государственного учета документы по содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона. Согласно данному решению в представленном межевом плане отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, а указанный в межевом плане вид разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» не соответствует территориальной зоне Ж7Д «Зона садоводства и дачного хозяйства», поименованной в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город «Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90.

Отказывая в удовлетворении требований кадастрового инженера об оспаривании упомянутого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно принято органом кадастрового учета в пределах своей компетенции, а представленные кадастровым инженером документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку, в нарушение пункта 37 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый инженер Клементьев К.В. в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» не привел реквизиты уведомлений об отсутствии в ГКН сведений о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства. Более того, соответствующие сведения об объектах капитального строительства были запрошены им уже после передачи межевого плана в орган кадастрового учета.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда относительно указания в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка, который не соответствует территориальной зоне, и находит доводы апелляционной жалобы комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в соответствующей части заслуживающими внимания.

Земельный участок *** (земли населенных пунктов), расположенный в СНТ «***», осуществление кадастрового учета которого было приостановлено оспариваемым решением, передан в собственность Исхаковой Р.М. для ведения садоводства бесплатно постановлением администрации города Ульяновска от 25.04.2014 №2017 «О землепользовании в СНТ «***» Засвияжского района г.Ульяновска».

Указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж7Д (зона садоводства и дачного хозяйства).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, что следует из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 2 данной статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», которые по своему содержанию состоят из трех частей, четырех приложений с перечнями объектов и трех приложений – карт, образующих единый нормативный правовой акт.

Согласно статье 21 данных Правил в перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа, включена территориальная зона Ж7Д – зона садоводства и дачного хозяйства.

Как следует из статьи 21.1 Правил, эта зона выделена: на основе существующих территорий; для размещения садовых и дачных участков и строительства индивидуального (дачного) жилого дома с целью отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур; для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Основные виды разрешенного использования данной зоны: индивидуальные жилые дома; для садоводства; для огородничества; объекты охраны общественного порядка; объекты пожарной безопасности; для дачного строительства.

Наименование вида разрешенного использования, указанное для данной территориальной зоны, может быть детализировано в соответствии с Расширенным перечнем объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение №1).

Приложение №1 содержит, в том числе, перечень объектов зоны сельскохозяйственного назначения (использования), таких как: объекты для ведения сельского хозяйства, земельные участки для строительства дач, земельные участки для ведения садоводства, земельные участки для ведения огородничества, объекты развития сельскохозяйственного назначения, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство, оранжереи, теплицы, сарай, мастерская, баня, объекты для содержания домашнего скота и птицы, объекты для ведения пчеловодства, объекты для ведения рыбного хозяйства.

Таким образом, наименование вида разрешенного использования «для ведения садоводства» прямо предусмотрено Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» для территориальной зоны Ж7Д, соответствует формулировке наименования вида разрешенного использования, указанной в ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Следовательно, указание кадастровым инженером Клементьевым К.В. вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» при отсутствии других нарушений не может являться основанием для приостановления осуществления кадастрового учета. В этой связи решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 29.07.2014 за №-73-00/2014-91574 в указанной части не основано на законе.

Ошибочность соответствующего вывода суда первой инстанции на правильность постановленного им решения не повлияла, поскольку основанием для приостановления осуществления кадастрового учета явилось несколько причин, часть из которых признана судом апелляционной инстанции правомерными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Ульяновска к участию в рассмотрении дела не привлекалась, судебной коллегией отклоняются.

Согласно статье 257 ГПК РФ заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматриваются судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Ввиду того, что Клементьев К.В. не оспаривал действия администрации города Ульяновска, непривлечение указанного органа к участию в деле не противоречит положениям процессуального закона и не может служить основанием к отмене решения.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи