Судебный акт
Оспаривание решения Министерства строительства об отказе во включении в реестр
Документ от 10.02.2015, опубликован на сайте 24.02.2015 под номером 50226, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                            УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                         Дело № 33 – 486/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         10 февраля 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лифанова А*** П*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении жалобы Лифанова А*** П*** на решение Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены отказать.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., объяснения Лифанова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – Ульянченко Н.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Лифанов А.П. обратился в суд с жалобой на решение Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. В обоснование своих доводов указал, что 03.09.2014  он обратился в Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, и чьи права нарушены, приложив к заявлению необходимые документы. В удовлетворении заявления ему было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку в нем содержится ссылка на ложную информацию СУ УМВД России.

Просил отменить решение Министерства и обязать включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права  нарушены.

Рассмотрев жалобу по существу, суд постановил вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Лифанов А.П., не соглашаясь с решением, полагает его незаконным и необоснованным.

В обосновании доводов жалобы ссылается на ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Считает, что он является пострадавшим при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, а потому решение Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об отказе в удовлетворении его заявления о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, и чьи права нарушены, является незаконным. Указывает на то, что он является потерпевшим по уголовному делу, застройщик - ООО «***» признан банкротом, все необходимые документы им представлены в Министерство.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

Таким органом на территории Ульяновской области является Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 03.09.2014            Лифанов А.П. обратился в Министерство с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

К заявлению Лифанов А.П. приложил следующие документы:  копию паспорта; копию договора о совместной деятельности № *** от 06.10.1998, заключенного между ИЧП «***» и ТОО «***»; копию договора подряда от 29.06.2001, заключенного между Лифановым А.П. и ООО «***»;  копии квитанций к приходным кассовым ордерам от 08.10.2001, от 30.06.2003, от 29.06.2001, от 30.10.2000; копию постановления о признании потерпевшим от 04.06.2005 по уголовному делу № ***, заверенную СУ УМВД России по Ульяновской области 28.04.2014;  копию отчета об оценке рыночной стоимости незавершенного строительством жилого дома, находящегося по адресу: г. Ульяновск, проспект А***, ***; копию отчета об оценке рыночной стоимости квартиры по адресу: г. Ульяновск, пр. А*** ***-*** (без предоставления оригинала); копию определения Арбитражного суда Ульяновской области от 23.04.2007 по делу №***; копию определения Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2003 по делу № ***; копию расписки следователя             М*** Е.В.; копию письма СУ УМВД РФ по Ульяновской области; копию  письма прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска.

Решением комиссии от 22.09.2014 Министерства строительства,   жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (протокол № ***) Лифанову А.П. отказано во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства  многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Отказ мотивирован пп.2 п.14 раздела IV  Приложения №2 к Приказу и п.4 раздела I Приложения №2 к Приказу. А именно тем, что в представленных документах выявлены несоответствия: предметом договора подряда выступили работы по строительству квартиры в коттедже в малоэтажной высокоплотной застройке, в представленных квитанциях основанием оплаты является строительство коттеджа в *** квартале НЛР г.Ульяновска, общая стоимость работ определена  в размере ***-*** тысяч рублей, в то время как согласно п.2.1. договора заказчик обеспечивает финансирование строительными материалами; ранее введенная в отношении ООО «***» процедура банкротства определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.04.2004 прекращена; уголовное дело №***, по которому Лифанов А.П. ранее был признан потерпевшим, прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления.

Отказывая в удовлетворении жалобы Лифанова А.П., суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не относится к категории граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, а также не представлены им в полном объеме документы, предусмотренные п. 10 Правил.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда, находит их мотивированными и основанными на материалах дела, объективной оценке представленных доказательств в их совокупности и нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, согласно п. 10 Правил, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 №403, к заявлению о включении в Реестр прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);                                6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).

Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.

Каждый документ, содержащий более одного листа, предоставляемый в контролирующий орган, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов в таком документе подтверждается подписью заявителя. При приеме документов заявителю выдается расписка о принятии документов к рассмотрению с указанием перечня представленных документов и количества листов (п. 11 Правил).

Согласно материалам дела, Лифанов А.П. не представил документы, подтверждающих внесение им денежных средств для строительства многоквартирного дома: в приходно-кассовых ордерах не указано, на строительство какого именно дома и квартиры внесены денежные средства; невозможно определить сумму договора, поскольку финансирование велось, в том числе, поставкой строительных материалов, согласно п.2.1. договора «заказчик обеспечивает финансирование строительными материалами»; из постановления о прекращении уголовного дела усматривается, что по заключению экспертизы рукописные записи в графах ПКО № ***, ***, ***  к приходно-кассовым ордерам выполнены не Б*** Г.Н.; договор подряда между ООО «***» и Лифановым А.П. на строительство коттеджа, а не строительство многоквартирного жилого дома.

Из  пункта 6  договора подряда б/н от 29.06.2001 следует, что договор подписан и составлен в двух экземплярах, по одному для каждой стороны и акт приемки объекта в эксплуатацию, Лифановым А.П. была представлена только одна копия договора подряда б/н от 29.06.2001 на 1 листе.

В силу п. 2 Приложения № 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 критерием отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, является, в том числе, ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (п. 9 Критериев).

Определением арбитражного суда Ульяновской области от 23.04.2007 по делу № *** конкурсное производство в отношении ООО «***» завершено.

Таким образом,   п. 9 Критериев, на который ссылается заявитель, не может быть применен к нему при решении вопроса об отнесении его к числу пострадавших граждан.

Более того, Лифанов А.П. в рамках конкурсного производства не обращался в ООО «***» с требованием о возврате денежных средств.

Согласно  разделу I Приложения №2 к Приказа №403 от 20.09.2013 Минрегионразвития РФ, включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к Приказу.

Подпунктом 6 пункта 2 приложения № 1 к Приказу одним из критериев также является признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

Лифанов А.П., полагая необходимым включить его в Реестр, ссылался на признание его потерпевшим по уголовному делу № ***.

Вопреки приведенным доводам данное уголовное дело  прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления. То есть, в настоящее время какое-либо уголовного дела, по которому бы Лифанов А.П. признавался потерпевшим, не имеется.

Основания для отказа во включении заявителя в Реестр перечислены в п.14 раздела IV Приказа №403 от 20.09.2013 Минрегионразвития РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Установив, что имелись вышеуказанные основания, предусмотренные п.14 раздела IV Приказа №403, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности решения Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  об отказе Лифанову А.П. во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Решение принято Министерством в соответствии с законом и в пределах предоставленных для него полномочий, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на неверной оценке доказательств и ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 ноября         2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лифанова А*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи