Судебный акт
Об обязании предоставить жилье ребенку-сироте
Документ от 10.02.2015, опубликован на сайте 16.02.2015 под номером 50182, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Орлова С.Н.                                                                       Дело № 33- 471/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              10 февраля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Фоминой В.А.

с участием прокурора  Колгановой Е.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   г.Димитровграда  Ульяновской области  в   интересах Александрова Е*** А*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Александрова Е*** А*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта Ульяновской   области   обеспечить  Александрова Е*** А***  жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения  в муниципальном   образовании   «город Димитровград» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах  Александрова Е*** А*** к Правительству Ульяновской области, Управлению образования администрации г.Димитровграда Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения истца Александрова Е.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы,  прокурора  Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области  обратился в суд  иском в интересах Александрова Е*** А*** к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Управлению образования администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании бездействия незаконным,  предоставлении жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой города Димитровграда проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Александров Е.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Его  мать  Ж***. умерла ***,  а отец А***.  решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска  *** года лишен родительских прав в отношении сына.

Александров Е.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области,  однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса,  Правительства Ульяновской области, управления образования администрации города Димитровграда Ульяновской области по не обеспечению Александрова Е.А. специализированным  жилым помещение по договору  найма специализированного жилого помещения  и  обязать  данных лиц обеспечить  Александрова Е.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Димитровграда.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отдел опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Александров Е.А. включен в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в городе Димитровграде Ульяновской области, не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список. Также автор жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке.

В возражениях на жалобу прокурор города Димитровграда просит решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24.11.2014 оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства  Ульяновской области, Управления образования администрации г.Димитровграда Ульяновской области,  представителей третьих лиц  Министерства здравоохранения и социального  развития Ульяновской области, Отдела опеки и попечительства  Управления образования  администрации города Димитровграда, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Александров Е.А., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца: отец – А***. решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска  ***  лишен в отношении сына Александрова Евгения  родительских прав; мать Ж***. умерла ***. 

Согласно справке отдела образования  администрации МО «Мелекесский район» Александров Е.А. поставлен на первичный учет органа опеки в 2003 году.

Постановлением Главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от 10.07.2003 № *** за Александровым Е.А.  закреплена жилая площадь  по адресу:   кв.*** д.***  ул.М*** р.п. Н*** М*** района Ульяновской области.

Александров Е.А. в 2013 году окончил Г***

В настоящее время истец  зарегистрирован в жилом помещении по адресу   ул.М*** д.*** кв.***  р.п. Н*** М*** района Ульяновской области.

Заключением № ***  от 27.08.2013  Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области,   жилое помещение кв.52 д.6  ул.М*** р.п. Н*** М*** района Ульяновской области признано непригодным  для постоянного проживания. 

Александров Е.А. обращался  по вопросу обеспечения его жильем как  лицо из числа детей–сирот, решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 22.11.2013 ( протокол № ***), он включен в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. 

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Димитровградским филиалом ОГУП БТИ, истец Александров Е.А. собственником, либо нанимателем жилых помещений не является. 

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Александров Е.А. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора  города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Александрова Е.А.  подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.      

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: