Судебный акт
О признании незаконным решения пенсионного органа
Документ от 03.02.2015, опубликован на сайте 13.02.2015 под номером 50117, 2-я гражданская, о возврате выплаченных денежных средств, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Тихонова О.П.                                                                          Дело № 33-449/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   03 февраля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А.,  Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 24 октября 2014 года, с учетом определения этого же суда от 19 декабря 2014 года об исправлении описки, по  которому постановлено:

Исковые требования Рожновой Н*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным  решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 15.07.2014 «О восстановлении излишне выплаченной суммы пенсии (социальной выплаты)», вынесенное в отношении Рожновой Натальи Алексеевны.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А.,  пояснения истца Рожновой Н.А., ее представителя ПерешневаС.С.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Рожнова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения о возврате выплаченных денежных средств.

В обоснование иска указала, что она с октября 2013 года осуществляет уход за престарелой  Житник К*** А***, ***.1933 года рождения. С ***2013 ей в связи с осуществлением ухода за престарелой назначена компенсационная выплата. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области было принято решение, которым ее обязывают вернуть выплаченные денежные средства в размере *** коп. на расчетный счет Отделения Пенсионного фонда РФ. Она с вынесенным решением не согласна.

***2010 между ней и ООО «А***» был заключен трудовой договор на основании ее личного заявления и приказа о приеме на работу по совместительству. По   условиям заключенного трудового договора она принята в ООО «А***» на должность бухгалтера.  ***.2011 на основании заявления о предоставлении отпуска по беременности и родам с ***.2011 по ***2012 ей был предоставлен отпуск по беременности и родам (на основании листка временной нетрудоспособности от ***.2011). Согласно приказу от ***.2012 на основании заявления ей был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с ***.2012 по ***.2013. Согласно приказу от ***.2013 на основании заявления ей предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с ***.2013 по ***.2014. Согласно  справке от ***.2014, выданной ООО «А***», за время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы ей заработная плата, пособия, компенсации не начислялись и не выплачивались.

Просила  решение Управления Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска от 15.07.2014 о восстановлении излишне выплаченной суммы пенсии (социальной выплаты)  признать незаконным.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска  не соглашается  с решением суда,  просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Рожновой Н.А. в полном объеме. При этом указывает, что на момент подачи заявления о назначении компенсационной выплаты истица являлась работающей и не оставляла  свою работу для осуществления ухода за Житник К.А., однако данные обстоятельства она скрыла от ответчика.  По мнению автора жалобы, при рассмотрении дела был выявлен  возможный факт «фиктивного» назначения компенсационной  выплаты с целью неосновательного обогащения.  Кроме того, полагает, что суд необоснованно отклонил замечания представителя УПФ  на протоколы судебных заседаний  от 15.10.2014 и 24.10.2014.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены с 1 июля 2008 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

При этом круг лиц, относящихся к нетрудоспособным гражданам, закреплен в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому это мужчины или женщины, достигшие возраста 60 или 55 лет соответственно, а также инвалиды.

Во исполнение Указа Президента постановлением Правительства РФ № 343 от 04.06.2007 были приняты Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лица, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, которыми был определен порядок назначения и осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Подпунктом «д» пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» предусмотрены случаи прекращения выплаты, к которым отнесено выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Согласно пункту 10 указанных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Таким образом, из анализа данных норм следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными, то есть, граждане способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).

Из материалов дела следует, что Житник К.А., ***1933 года рождения, является пенсионером, получающим пенсию по старости.

Решением УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска *** от 08.11.2013 Рожновой Н.А. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, осуществляемую за Житник К.А. в размере *** рублей с ***.2013.

Указанные выплаты производились до июля 2014 года.

Решением УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска от 14.07.2014 прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Житник К.А., установленной  Рожновой Н.А.

Согласно решению УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска от 15.07.2014(протокол *** от 15.07.2014) выявленную сумму излишне выплаченной компенсационной выплаты в размере *** руб., образовавшуюся по вине Рожновой Н.А. в связи с представлением недостоверных сведений о работе в ООО «А***» при подаче заявления на назначение компенсационной выплаты, поставить на учет и восстановить на расчетный счет ОПФР.

Установив, что Рожнова Н.А. оплачиваемую работу в период выплаты средств от Пенсионного фонда РФ в связи с уходом за престарелым истица не осуществляла, какого-либо дохода в указанный период не получала, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска от 15.07.2014 «О восстановлении излишне выплаченной суммы пенсии (социальной выплаты)».

Судебная коллегия с приведенной позицией согласиться не может, поскольку судом при вынесении решения допущены существенные нарушения норм материального права.

Из приведенных выше норм следует, что под «неработающими трудоспособными лицами» понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). Таким образом, право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.

В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

В силу ст. 282 ТК РФ работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

Согласно ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Как следует из материалов дела, ***.2010 между истицей и ООО «А***» был заключен трудовой договор, по условиям которого  истица принята в ООО «А***» на работу по совместительству на должность бухгалтера. Согласно трудовой книжке Рожновой Н.А. ***.2010 она принята на должность бухгалтера  в ООО «Л***», ***2012 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон. Иных записей трудовая книжка не содержит.

В соответствии со ст.128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

***2010 на основании заявления Рожновой Н.А. о предоставлении отпуска по беременности и родам с ***.2011 по ***2012 ей в ООО «А***» был предоставлен отпуск по беременности и родам (на основании листка временной нетрудоспособности от ***.2011).

Согласно приказу от ***.2012 Рожновой Н.А. в ООО «А***» был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с ***.2012 по ***.2013 на основании ее заявления.

На основании приказа ООО «А***» от ***2013 истице предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с ***.2013 по ***.2014 на основании ее заявления.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что истица работала по совместительству в ООО «А***» в должности бухгалтера, по ее заявлению работодателем был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет, что истицей в ходе судебного разбирательства не отрицалось. Таким образом, при назначении компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1455 Рожнову Н.А., осуществляющую уход за Житник К.А., нельзя отнести к категории неработающих граждан.

В суде апелляционной инстанции Рожнова Н.А. пояснила, что при назначении компенсационной выплаты Житник К.А. она не представляла документы о работе в ООО «А***» и предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком.

Учитывая изложенное, решение суда об удовлетворении исковых требований Рожновой Н.А. к УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска о признании незаконным решения Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска от 15.07.2014 «О восстановлении излишне выплаченной суммы пенсии (социальной выплаты)» подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 24 октября 2014 года с учетом определения этого же суда от 19 декабря 2014 года об исправлении описки  отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Рожновой Н*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе города Ульяновска о признании незаконным решения УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска от 15 июля 2014 года о возврате выплаченных денежных средств отказать.

 

Председательствующий 

 

Судьи