Судебный акт
О предоставлении специализированного жилого помещения
Документ от 03.02.2015, опубликован на сайте 12.02.2015 под номером 50098, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Шакурова Н.К.                                                                          Дело № 33- 412/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                03 февраля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н.и Фоминой В.А.,

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 октября 2014 года , по  которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора Карсунского района, в интересах Карбышевой Е*** Ю***, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Карбышевой Е*** Ю***, ***1994 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области, признать незаконным.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Карбышеву Е*** Ю***, ***.1994 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Сальникова А.А.,полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Карсунского района  Ульяновской области, действуя в интересах  Карбышевой Е.Ю., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации МО «Карсунский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Карбышева Е.Ю., ***1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать, Карбышева И.Ю., согласно решению Карсунского районного суда от ***2004, лишена родительских прав в отношении дочери.  В настоящее время Карбышева Е.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: Ульяновская область, р.п. К***, в общежитии О*** Согласно справкам, предоставленным Карсунским отделом Управления Росреестра по Ульяновской области, Карсунским филиалом Ульяновского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Карбышева Е.Ю. собственником объектов недвижимости не является.

Карбышева Е.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включена ***.2013, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено. 

С учетом уточненных исковых требований  просил суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Карбышеву Е.Ю. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела,  Карбышева Е.Ю., ***.1994 года  рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом было установлено, что мать истицы Карбышева И.Ю. являлась матерью-одиночкой по отношению к двум своим детям Карбышевой Е.Ю., ***1994 года рождения и Карбышеву А.Ю., ***1999 года рождения.

Решением Карсунского районного суда от *** 2004 Карбышева И.Ю. лишена родительских прав в отношении детей, а ***.2010 она умерла.

Постановлением главы Карсунского района от ***.2004 № *** несовершеннолетних Карбышеву Е.Ю., ***.1994 года рождения и Карбышева А.Ю., ***.1999 года рождения, постановлено поместить в детское государственное учреждение. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 60 ЖК РФ сохранить за Карбышевой Е.Ю. и Карбышевым А.Ю. право проживания на жилплощади по адресу: р.п. Я***

В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ***.2013 № *** межведомственая комиссия МО Языковское городское поселение приняла заключение о том, что вышеуказанное жилье не пригодно для проживания.

Согласно справке, выданной Управлением образования администрации МО «Карсунский район» от ***.2011 № *** Карбышева Е.Ю. состоит на первичном учете несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в отделе по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних с ***2004. Основанием для постановки её на первичный учет является решение Карсунского районного суда Ульяновской области о лишении родительских прав одинокой матери Карбышевой И.Ю. от ***2004.

Согласно сведениям, представленным Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Карбышева Е.Ю. собственником объектов недвижимости не является.

Согласно свидетельству № *** о регистрации по месту пребывания, Карбышева Е.Ю. зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, р.п. К*** на срок с 10.09.2013 по 01.02.2016.

Карбышева Е.Ю. в настоящее время достигла совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включена ***.2013, с правом на предоставление жилого помещения в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области., однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Карбышева Е.Ю. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области, действующего в интересах Карбышевой Е.Ю. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского района суда Ульяновской области от 28 октября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи