Судебный акт
О возложении обязанности по производству капитального ремонта жилого дома
Документ от 03.02.2015, опубликован на сайте 12.02.2015 под номером 50065, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Саенко Е.Н.                                                                           Дело № 33- 531/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              03 февраля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Фоминой В.А.,

при секретаре Моисеевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 07 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

Иск Осиповой Н*** Н*** удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести в доме № *** по ул.А*** в г. Ульяновске капитальный ремонт:

- системы центрального отопления путем замены существующей системы центрального отопления в техническом подвале дома;

- кровли дома;

- системы холодного водоснабжения путем замены существующей системы холодного водоснабжения в техническом подвале дома;

- системы канализации путем замены существующей системы канализации в техническом подвале дома;

- оконных заполнений путем замены в первом и втором подъездах дома.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Осиповой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Осипова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома. В обоснование иска указала, что она является собственником квартиры *** дома *** по ул. А*** в г. Ульяновске. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1962 году, с 01 января 2009 года находится в управлении ОАО «ДК Засвияжского района № ***». За весь период существования дома в нем не производился капитальный ремонт систем центрального отопления, холодного водоснабжения и канализации, электроснабжения в техническом подвале дома, кровли дома, оконных блоков в подъездах. Обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01 марта 2005 года. По ранее действовавшему законодательству с граждан удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования. Просила обязать ответчика произвести капитальный ремонт системы центрального отопления, путем замены существующей системы центрального отопления в техническом подвале дома № *** по ул. А*** в г. Ульяновске, кровли дома, системы холодного водоснабжения и канализации путем замены существующей системы холодного водоснабжения и канализации в техническом подвале дома № *** по ул. А*** в г. Ульяновске, произвести замену оконных блоков в подъездах.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Жалобу мотивирует тем, что оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту не входит в полномочия администрации г. Ульяновска, поскольку последняя в договорных отношениях с истицей не состоит. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт вышеназванного жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают. Полагает, что истица как собственник жилья в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ должна нести бремя содержания данного жилого помещения и общего имущества дома, в том числе, обязанность по проведению капитального ремонта. Указывает, что качественное обслуживание дома должна обеспечивать управляющая организация. Разрушение кровли, оконных блоков в подъездах данного дома, систем центрального отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации в техническом подвале дома произошло вследствие ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязанности по проведению текущего ремонта, направленного на поддержание технической исправности отдельных частей дома.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика администрации города Ульяновска и третьего лица открытого акционерного общества «ГУК Засвияжского райна», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом № *** по ул.А*** в г. Ульяновске с 01 января 2009 года находится в управлении ОАО «ГУК Засвияжского района» (до переименования - ОАО «ДК Засвияжского района № ***»).

Осипова Н.Н. проживает в указанном доме с 1962 года, с 2013 года ей принадлежит   *** доля в праве общей долевой собственности на  квартиру № *** спорного дома на основании договора передачи жилой площади в собственность в порядке приватизации.

Указанный дом является кирпичным, двухподъездным, пятиэтажным, 1962 года постройки, в нем имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и находящиеся в муниципальной собственности.

Ссылаясь на то обстоятельство, что капитальный ремонт кровли дома, заполнений оконных проемов, систем водоснабжения, отопления и канализации в доме ни разу не проводился, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Осиповой Н.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30,39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несут собственники жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома несут собственники жилья.

Между тем, статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 (ред. от 11 июня 2008 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По ранее действовавшему законодательству с истицы удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 Жилищного кодекса РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 1999 года  № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года № 32, от 27 июня 2003 года № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2002 года № 490 (ред. от 27 июня 2003 года).

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений законодательства,  обязанность по производству капитальных ремонтов  возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается, в частности,  замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Приложением № 3 к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312, предусмотрена продолжительность эксплуатации инженерно-технических сетей до капитального ремонта, которая составляет: для трубопроводов холодного водоснабжения из газовых черных труб (оцинкованных труб) – 15 (30) лет; для трубопроводов горячего водоснабжения из газовых черных труб (оцинкованных труб) при открытой схеме теплоснабжения – 15 (30) лет, при закрытой – 10 (20) лет ; для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет; для трубопроводов центрального отопления -  15 лет.

Согласно правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27 сентября 2003 года № 170 (приложение № 8), к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, замена существующих систем центрального отопления, холодного водоснабжения, ремонт крыш полносборных зданий до 50%, замена внутриквартальных инженерных сетей (приложение № 8 п.п. 2, 3, 5).

При этом п. 2.2 ВСН 58-88 (р) установлено, что сроки проведения ремонта должны определяться на основе оценки их технического состояния.

Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае на основании технического состояния зданий, строений и их элементов.

Исходя из года постройки жилого дома, в котором проживает Осипова Н.Н., на момент передачи квартиры в собственность истицы срок его эксплуатации составлял 51 год.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела по определению суда проведено обследование многоквартирного жилого дома № *** по ул.А*** в г. Ульяновске на предмет необходимости выполнения заявленных истицей ремонтных работ капитального характера.

Из акта обследования жилого фонда, составленного управляющей компанией с участием главного специалиста эксперта отдела жилищного фонда комитета ЖКХ, усматривается, что розлив и стояки центрального отопления в техническом подвале дома имеют следы коррозии, ржавые подтеки, свищи, запорная арматура частично не работает, розлив и стояки холодного водоснабжения в техническом подвале имеют следы коррозии, свищи, ржавые подтеки, запорная арматура также частично не работает, канализационные лежаки и стояки в техническом подвале чугунные, частично из ПВХ, имеется расчеканка раструбов, сколы, трещины, оконные блоки в подъездах ветхие, не менялись с момента постройки дома, остекление частично стычное, рамы глухие, не открываются, мягкая кровля имеет трещины на кровельном покрытии.

По результатам обследования комиссией сделан вывод о необходимости выполнения в данном доме следующих ремонтных работ капитального характера: ремонт системы холодного водоснабжения, отопления и канализации, замена оконных блоков в подъездах.

Необходимость проведения данных видов работ также усматривается из акта от *** октября 2014 года, составленного комиссией в составе представителей Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска и ОАО «ГУК Засвияжского района», а необходимость проведения капитального ремонта кровли – актами технического состояния жилого дома по состоянию на 01 января 2009 года, сезонного осмотра крыши дома управляющей компанией в 2013, 2014 годах.

Доводы, приведенные администрацией г.Ульяновска в апелляционной жалобе относительно наличия обязанности управляющей компании и самих собственников  содержать дом надлежащим образом и проводить капитальный ремонт за счет собственников жилья, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Как правильно указал суд первой инстанции, еще до передачи жилого помещения в собственность истицы многоквартирный жилой дом, а именно отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера, которые ответчик своевременно не произвел, поэтому основания для освобождения его от проведения таких работ отсутствуют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 07 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска  -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи