Судебный акт
Каптальный ремонт многоквартирного дома
Документ от 03.02.2015, опубликован на сайте 11.02.2015 под номером 50014, 2-я гражданская, о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Саенко Е.Н.                                                                              Дело № 33-460/2015г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   03 февраля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 07 ноября 2014 года,  по  которому постановлено:

 

Иск Кузнецовой Н*** В*** удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести в доме *** по ул.А*** в г. Ульяновске капитальный ремонт:

- системы центрального отопления путем замены существующей системы центрального отопления в техническом подвале дома;

- кровли дома;

- системы холодного водоснабжения путем замены существующей системы холодного водоснабжения в техническом подвале дома;

- системы канализации путем замены существующей системы канализации в техническом подвале дома;

- оконных заполнений путем замены в ***м и ***м подъездах дома.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузнецова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома. В обоснование иска указала, что является собственником квартиры *** дома *** по ул. А*** в г. Ульяновске. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1962 году. Управление и обслуживание домом осуществляет ОАО «ДК Засвияжского района №1» с 01 января 2009г. На протяжении длительного времени в доме ни разу не производился капитальный ремонт системы центрального отопления, холодного водоснабжения и канализации, системы электроснабжения в техническом подвале дома, кровли дома, оконных блоков в подъездах. Обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.03.2005, в связи с чем просила обязать ответчика произвести капитальный ремонт системы центрального отопления холодного водоснабжения и канализации путем их замены в техническом подвале дома, капитальный ремонт кровли дома, замену оконных блоков в подъездах дома.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе и работ по проведению капитального ремонта, в полномочия администрации г.Ульяновска не входит. Производство данных работ является лишь правом органов местного самоуправления, а не обязанностью, денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают, исполнителем ремонтных работ администрация города быть не может. Жилые помещения, в которых проживают истцы, принадлежат им на праве собственности, поэтому, в силу п.3 ст.30 ЖК РФ, собственники жилых помещений сами должны нести бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Считает, что организация и проведение ремонта входит в обязанность управляющей компании, которая должна поддерживать в исправном состоянии все конструкции дома, его оборудование и технические устройства. Полагает, что разрушения отдельных систем жилого дома могли не произойти при надлежащем исполнении необходимых работ управляющей организацией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  управление домом *** по ул.А*** в г. Ульяновске осуществляет ОАО «ГУК Засвияжского района» (до переименования ОАО «ДК Засвияжского района № 1»).

Кузнецова Н.В. проживает в указанном доме с 1989 года, с 2010 года ей принадлежит   1/2 доля в праве общей долевой собственности на  квартиру *** в доме на основании договора передачи жилой площади в собственность в порядке приватизации.

Указанный дом является кирпичным, двухподъездным, пятиэтажным, 1962 года постройки, в нем имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности (в том числе перешедшее им в порядке приватизации), а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и находящиеся в муниципальной собственности.

Ссылаясь на то обстоятельство, что капитальный ремонт кровли дома, заполнений оконных проемов, систем водоснабжения, отопления и канализации в доме ни разу не проводился, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Кузнецовой Н.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30,39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несут собственники жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома несут собственники жилья.

Между тем, статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Данные обязанности возложены на муниципальные органы в связи с тем, что по ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999  № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 №32, от 27.06.2003 № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002  № 490 (ред.27.06.2003).

В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  под капитальным ремонтом объектов недвижимости понимается, в частности,  замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Приложением № 3 к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, предусмотрена продолжительность эксплуатации инженерно-технических сетей до капитального ремонта, которая составляет: для трубопроводов холодного водоснабжения из газовых черных труб (оцинкованных труб) – 15 (30) лет; для трубопроводов горячего водоснабжения из газовых черных труб (оцинкованных труб) при открытой схеме теплоснабжения 15 (30) лет, при закрытой – 10 (20) лет ; для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет; для трубопроводов центрального отопления-  15 лет.

Согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170 (приложение № 8) к капитальному ремонту относится ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, замена существующих систем центрального отопления, холодного водоснабжения, ремонт крыш полносборных зданий до 50%, замена внутриквартальных инженерных сетей, (приложение № 8 п.п. 2, 3, 5).

При этом п. 2.2 ВСН 58-88 (р) установлено, что сроки проведения ремонта должны определяться на основе оценки их технического состояния.

Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае на основании технического состояния зданий, строений и их элементов.

Исходя из года постройки жилого дома, в котором проживает истица, на момент передачи квартиры в собственность истицы срок его эксплуатации составлял 48 лет.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела по определению суда проведено обследование многоквартирного жилого дома № 37 «а» по ул. Автозаводская в г. Ульяновске на предмет необходимости выполнения заявленных истцом ремонтных работ капитального характера.

Из акта обследования жилого фонда, составленного управляющей компанией, проведенного с участием главного специалиста эксперта отдела жилищного фонда комитета ЖКХ, усматривается, что розлив и стояки центрального отопления в техническом подвале дома имеют следы коррозии, ржавые подтеки, свищи, запорная арматура частично неисправна, розлив и стояки холодного водоснабжения в техническом подвале имеют следы коррозии, свищи, ржавые подтеки, запорная арматура также частично не работает, канализационные лежаки и стояки в техническом подвале чугунные, частично из ПВХ, имеется расчеканка раструбов, сколы, трещины, оконные блоки в подъездах ветхие, не менялись с момента постройки дома, остекление частично стычное, рамы глухие, мягкая кровля имеет трещины на кровельном покрытие.

По результатам обследования комиссией сделан вывод о необходимости выполнения в данном доме следующих ремонтных работ: ремонт системы ХВС, отопления и канализации, замена оконных блоков в подъездах.

Необходимость проведения данных видов работ также усматривается из представленного акта от ***.2014 составленного комиссией в составе представителя Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска, представителя ОАО «ГУК Засвияжского района», истицы, а необходимость проведения капитального ремонта кровли- актами сезонного осмотра крыши дома управляющей компанией в 2013, 2014 годах.

Доводы, приведенные администрацией г.Ульяновска в апелляционной жалобе относительно наличия обязанности управляющей компании и самих собственников  содержать дом надлежащим образом и проводить капитальный ремонт за счет собственников жилья, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Как правильно указал суд первой инстанции, еще до передачи жилого помещения в собственность истице  отдельные системы многоквартирного дома, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера, которые ответчик своевременно не произвел, поэтому основания для освобождения его от проведения таких работ отсутствуют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда  города Ульяновска от 07 ноября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: