Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 27.01.2015, опубликован на сайте 06.02.2015 под номером 49991, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить Лияскину Марину Анатольевну специализированным благоустроенным жилым песещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Базарный Сызган Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Манютина Т.А.                                                                 Дело № 33-258/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 января 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области в интересах Лияскиной М*** А***, *** года рождения, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Лияскину М*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Б*** Ульяновской области -  удовлетворить.

 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Лияскину М*** А*** однократно благоустроенным жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения в р.п. Б***, Б*** района  Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Базарносызганского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Лияскиной М.А. к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Б*** район» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Лияскину М.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Б*** Ульяновской области. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Базарносызганского района проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Лияскина М.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Лияскиной М.А.  умерли: мать Тарасова Г.Н. - *** года, отец Лияскин А.А. - *** года. Постановлением главы администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» от 18 октября 2006 года №*** Лияскина М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время Лияскина М.А. проживает  и зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, р.п. Б***, ул.Н***, д. ***, кв. ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Т*** Л.В., в соответствии с договором от 23 ноября 2010 года безвозмездного временного пользования и проживания с правом регистрации постоянного места жительства – прописки. Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Лияскина М.А. собственником объектов недвижимости не является. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от 06 марта 2013 года Лияскина М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми


помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 28 ноября 2013 года Лияскина М.А. обратилась в Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Лияскиной М.А. не предоставлено, чем нарушено ее право на обеспечение жилым помещением. С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Лияскину М*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Б*** Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Лияскина М.А. включена в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в Б*** районе Ульяновской области, не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В настоящее время в Список детей-сирот включено более 1000 человек, которые наравне с истцом имеют право на  предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению прав других лиц, включенных в данных список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лияскиной М.А., представителей  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управления образования администрации МО «Базарносызганский район», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Лияскина М.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Родители Лияскиной М.А. умерли: мать Т*** Г.Н. – *** года, отец Л*** А.А. – *** года.

На основании распоряжения главы Базарносызганского района Ульяновской области от 24 июня 2005 года № *** Лияскина М.А. была передана под опеку.

На основании постановления главы администрации МО «Базарносызганский район» от 27 февраля 2009 года опека над Лияскиной М.А. была снята в связи с переоформлением несовершеннолетней в приемную семью.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Лияскина М.А. собственником объектов недвижимости не является.

06 марта 2013 года Лияскина М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Лияскина М.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области, действующего в интересах Лияскиной М.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи