Судебный акт
О выплате надбавки к пенсии участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Документ от 27.01.2015, опубликован на сайте 06.02.2015 под номером 49990, 2-я гражданская, о выплате недополученной ежемесячной надбавки к пенсии инвалиду ЧАЭС, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                       Дело № 33- 271/2015                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 января 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Харитонова В*** Г*** – Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление Харитонова В*** Г*** к Военному комиссариату Ульяновской области о выплате ежемесячной надбавки к пенсии, к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» об обязании подтвердить наступление инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения истца Харитонова В.Г. и его представителя Дегтярева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» Красновой М.С., представителей федерального казенного учреждения «главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Самариной И.А., Мартыновой О.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Харитонов В.Г. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о возложении обязанности подтвердить, что имеющаяся у него *** группа инвалидности в период с 05 марта 2013 года по 24 июля 2014 года связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; выплатить надбавку к пенсии как инвалиду ЧАЭС *** группы за период с 01 апреля 2013 года по 24 июля 2014 года. В обоснование иска указал, что состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области. В период с 12 июня по 12 августа 1986 года выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с этим ему с 2003 года и повторно с 14 апреля 2008 года бессрочно была установлена *** группа инвалидности. Военкоматом Л*** области государства Украина ему выплачивалась пенсия за выслугу лет, увеличенная как инвалиду, и компенсационные выплаты в счет возмещения вреда здоровью. В сентябре 2012 года он переселился в г. Ульяновск и с 01 октября 2012 года Военный комиссариат Ульяновской области назначил ему пенсию за выслугу лет и надбавку к пенсии как инвалиду ЧАЭС *** группы. Военным комиссариатом Ульяновской области и ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» он был направлен в учреждение МСЭ по месту жительства для получения подтверждающего документа о причинной связи его заболевания с аварией на ЧАЭС. В феврале 2013 года он обратился в Бюро № *** - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» с заявлением о подтверждении причинной связи его заболевания с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. При повторном освидетельствовании 05 марта 2013 года учреждением МСЭ ему по установленному ранее диагнозу: «Д*** была поставлена *** группа инвалидности бессрочно, но причина инвалидности изменена на «общее заболевание», с последующим направлением в межведомственный экспертный совет для вынесения экспертного решения в подтверждение причинной связи. 16 июня 2014 года решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета ему был установлен диагноз: «И*** Заключение: «И***». 25 июля 2014 года решением бюро МСЭ  была подтверждена имеющаяся у него *** группа  инвалидности,  установлена ее связь с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Начиная с 01 апреля 2013 года, Военный комиссариат Ульяновской области прекратил ему выплату надбавки к пенсии как инвалиду ЧАЭС *** группы, и возобновил указанную выплату лишь с 25 июля 2014 года, что он считает незаконным. Просил обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» подтвердить, что имеющаяся у него в период с 05 марта 2013 года по 24 июля 2014 года *** группа инвалидности связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» выплатить надбавку к пенсии как инвалиду ЧАЭС *** группы за период с 01 апреля 2013 года по 24 июля 2014 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Харитонова В.Г. – Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что при рассмотрении спора суд не учел положения Конституции Российской Федерации, а также нормы действующих международных договоров.

В возражениях на жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Харитонова В.Г. – Дегтярева А.В.  – без удовлетворения

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Харитонов В.Г. в период с 12 июня по 12 августа 1986 года выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Военным комиссариатом Л*** области государства Украина Харитонову В.Г. выплачивалась пенсия за выслугу лет и компенсационные выплаты, предусмотренные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

По результатам повторного освидетельствования 14-17 июля 2008 года учреждением медико-социальной экспертизы Украины Харитонову В.Г. был установлен диагноз: «Д***». Он был признан инвалидом *** группы бессрочно, заболевание связано с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Экспертным заключением Центральной межведомственной экспертной комиссии по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с действием ионизирующего излучения и других вредных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС от 16 декабря 2002 года, установлено, что причина инвалидности Харитонова В.Г. связана с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Получателем указанных выше выплат и пенсии на территории Украины Харитонов В.Г. являлся по 30 сентября 2012 года.

С 01 октября 2012 года на основании заявления Харитонова В.Г. ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» назначил ему пенсию за выслугу лет. С этой же даты согласно выписки из акта освидетельствования к справке серии *** № *** от 14 июля 2008 года, выданной на Украине, Харитонову В.Г. в соответствии с п. «а» ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» была назначена надбавка к пенсии как инвалиду ЧАЭС *** группы бессрочно.

Для решения вопроса о назначении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу было предложено оформить справку об инвалидности российского образца в учреждении медико-социальной экспертизы.

В феврале 2013 года Харитонов В.Г. обратился в бюро МСЭ № *** – филиал ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ульяновской области» с заявлением о подтверждении причинной связи имеющегося у него заболевания, по которому ему установлена *** группа инвалидности, с выполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

При повторном освидетельствовании 05 марта 2013 года бюро МСЭ № *** – филиал ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ульяновской области» Харитонову В.Г. была установлена причина инвалидности «общее заболевание».

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета 16 июня 2014 года установлен диагноз Харитонова В.Г. «И*** Экспертным советом сделано заключено о том, что инвалидность Харитонова В.Г. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

По заявлению Харитонова В.Г. от 25 июля 2014 года бюро МСЭ № *** – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 29 июля 2014 года было проведено освидетельствование истца, с учетом заключения экспертного совета установлена причина инвалидности: «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является заключение межведомственного экспертного совета и военно-врачебной комиссии, которое в отношении Харитонова В.Г. состоялось в июне 2014 года, и лишь в июле 2014 года учреждением медико-социальной экспертизы истцу была установлена причина инвалидности «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

В рассматриваемом споре такой вывод суда нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 19, 20 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В силу п. «а» ч. 1 ст. 21 названного Закона инвалидами вследствие военной травмы считаются лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.

Пунктом «а» ч. 1 ст. 16 Закона предусмотрено увеличение пенсий за выслугу лет, назначаемых лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, а именно лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В силу п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона пенсия по инвалидности, назначаемая лицам, указанным в статье 1 Закона, не может быть для инвалидов вследствие военной травмы второй группы ниже 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

Статья 27 Закона предусматривает возможность приостановления и возобновления выплаты пенсии. При пропуске инвалидом из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, срока переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы выплата назначенной пенсии приостанавливается со дня, до которого ему была установлена инвалидность, а в случае признания его вновь инвалидом - возобновляется со дня установления ему вновь инвалидности (часть 1).

В случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности за прошлое время выплата пенсии возобновляется с того дня, с которого он признан инвалидом. В случае, если при переосвидетельствовании инвалиду установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), пенсия за прошлое время, предшествующее дню переосвидетельствования, выплачивается ему по прежней группе инвалидности (часть 2).

В случае с истцом, которому с 14 июля 2008 года учреждением медико-социальной экспертизы государства Украины бессрочно была установлена *** группа инвалидности, ее связь с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на основании соответствующего экспертного заключения, а затем тот же диагноз, приведенный выше в настоящем определении,  и та же причина инвалидности (воздействие радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), были установлены и подтверждены компетентными органами Российской Федерации в установленном законом порядке, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» следовало приостановить выплату Харитонову В.Г. уже назначенной надбавки к пенсии, а затем – возобновить ее с даты приостановления.

При отсутствии изменений в диагнозе имеющихся у истца заболеваний, а равно причины инвалидности, требования Харитонова В.Г. о взыскании соответствующих выплат за период, занятый фактически его переосвидетельствованием, подлежат удовлетворению.

С учетом данных обстоятельств у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Харитоновым В.Г. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», и возложении на данное учреждение обязанности подтвердить причинную связь имеющегося у истца заболевания с аварией на Чернобыльской АЭС за период с 05 марта 2013 года по 24 июля 2014 года в соответствии с решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета от 16 июня 2014 года.

Решение суда в этой части является обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Как установлено судом и подтверждено документами, представленными в суд апелляционной инстанции, выплаты увеличения к пенсии Харитонову В.Г. как инвалиду *** группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы  (служебных обязанностей) по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, были прекращены с апреля 2013 года, возобновлены с 25 июля 2014 года, и составляли в период с апреля 2013 года по март 2014 года сумму *** рублей *** копеек, с апреля 2014 года по июль 2014 года – *** рублей *** копеек. Сумма задолженности ответчика перед истцом по выплате указанных сумм за период с 01 апреля 2013 года по 24 июля 2014 года составляет *** рублей *** копеек.        

Таким образом, решение суда в части отказа Харитонову В.Г. в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о взыскании надбавки к пенсии подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения о взыскании в пользу истца денежной суммы *** рублей *** копеек.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Харитонова В*** Г*** к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о взыскании надбавки к пенсии отменить и принять в указанной части новое решение.

Исковые требования Харитонова В*** Г*** к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» удовлетворить.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» в пользу Харитонова В*** Г*** в счет увеличения суммы пенсии за период с 01 апреля 2013 года по 24 июля 2014 года *** рублей *** копеек.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Харитонова В*** Г*** – Дегтярева А*** В***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: